Майские праздники 2024: как отдыхаем и работаем?

Добро возвращается бумерангом

Татьяна Шавикова — “Воспитатель года-2013” Новочебоксарска. © Фото Валерия БаклановаДобро возвращается бумерангом Воспитатель года

Татьяна Шавикова — “Воспитатель года-2013” Новочебоксарска. © Фото Валерия Бакланова

Добро возвращается бумерангом Воспитатель года

Добро возвращается бумерангом

Добро возвращается бумерангом Воспитатель года

Добро возвращается бумерангом


0

Татьяна Шавикова — молодой педагог. Воспитанием дошколят занимается четыре года. За короткий срок воспитатель подготовительной группы “Кузнечики” детского сада № 17 “Чебурашка” проявила себя как настоящий профессионал. Она специалист первой квалификационной категории. На город­ском конкурсе “Воспитатель года-2013” Татьяна Ивановна заняла первое место. Затем на республиканском этапе оказалась в пятерке лучших и стала лауреатом конкурса.

— Как решились побороться за звание лучшего воспитателя?
— Я очень активный человек — ни от чего не отказываюсь и участвую везде, где только можно. Конкурс “Воспитатель года” — это прежде всего возможность проявить себя, научиться новому у коллег. Еще это стимул к профессиональному развитию.
Принять участие предложила заведующая нашим дет­ским садом Ольга Ивановна Водянова. Она увидела во мне потенциал.
— Расскажите о конкурсе.
— Сложность заключалась в том, что раньше я не участвовала в таких мероприятиях. Обычно соревновались в заочных — выполняли задания и отправляли на конкурс. В “Воспитателе года” оценивали не детей, а работу именно педагога. На республиканском этапе не чувствовалось соперничества, а вот город­ской дался нелегко.
Очень боялась проводить мероприятие. Во-первых, организовать его следовало с детьми другого детского сада. Во-вторых, у каждого специалиста свой взгляд на воспитание и развитие детей. Например, у меня в приоритете развитие речи, фантазии, логического мышления воспитанников. У другого педагога могут быть иные главные цели.
— Справились с заданием?
— Оказалось, что волновалась напрасно. Все прошло как в сказке. Дети меня сразу поняли и выполняли все задания. Это и помогло в по­следующем. Ну и, конечно, не справилась бы без помощи коллег, которые поддерживали на всех этапах.
— Победа на городском конкурсе прибавила уверенности?
— Скорее напугала. Однако после семинара, где по­знакомилась с остальными участницами, успокоилась. Поняла, что они такие же, как я. Позже со всеми сдружилась, и мы даже помогали друг другу. После просмотра наших сайтов из 26 человек отобрали для участия в очном туре только 13. Почув­ствовала, что смогу выступить достойно за честь своего города и добиться хороших результатов.
— Расстроились, узнав результаты?
— Поначалу да. Но потом поняла, что сейчас важно не это, а готовность воспитанников к школе. Все-таки это мой первый выпуск. Он самый дорогой и запоминающийся. Привыкла к ребятам. Друг друга мы понимаем с первого слова и взгляда. А победа в конкурсе... Даже участие в таком конкурсе — уже престижно. Думаю, у меня все еще впереди!
— Стать педагогом мечтали с детства?
— Скорее да, просто не сразу это поняла, а судьба расставила все по местам. До 8-го класса посещала школу в родном Канашском районе. После поступила в Национальный лицей им. Г.Лебедева и четыре года училась на отделении филологии. Время было замечательное — новые знакомства, друзья, талантливые учителя.
В 11-м классе нас разделили на две группы (первая — абитуриентов в ЧГУ им. И.Ульянова, а вторая — ЧГПУ им. И.Яковлева). Еще задолго до этого с подругой решили поступать в ЧГУ, но почему-то в последний момент я передумала. Так и попала на факультет чувашской филологии, а параллельно училась на факультете иностранных языков (немецкий). Была такая возможность совмещать обучение.
— Работали в школе?
— Очень хотела преподавать родной язык (а позже и немецкий), но, к сожалению, не удалось. В школе тогда не было мест, и сразу после окончания вуза попала в библиотеку им. А.Гайдара в Чебоксарах. После замуже­ства и рождения первенца с семьей переехала в Новочебоксарск, стала трудиться в библиотеке им. С.Маршака.
Нравилось работать с книгами. Этого не описать словами. Даже от читателей можно многому научиться. Как правило, люди в библиотеку приходят интеллигентные, начитанные и очень культурные.
Единственный минус в том, что я очень активна. Всю работу, которую нужно выполнить за день, заканчивала к трем часам, а затем не знала, чем себя занять. Бездей­ствие для меня — хуже всего.
— А как пришли в дет­ский сад?
— Можно сказать, случайно. Когда устраивала младшего сына в детский сад, заведующая Ольга Ивановна предложила стать воспитателем. Я согласилась. Тогда в группе работали по схеме: основной педагог и приходящий, как я. Полдня проводила в первой группе, а полдня в другой. От такого графика не было чувства удовлетворения и не видела результатов своей работы.
— Очень сложно было?
— Важно в начале трудового пути встретить хорошего и знающего свое дело руководителя. В этом плане мне повезло. Да, первый год действительно было тяжело, даже казалось, что не справлюсь, но меня всегда под­держивали, подсказывали и помогали. Как-никак я училась работать в школе, где дети сидят за партами.
В детском саду все иначе. Успеваешь задать лишь один вопрос и получаешь сразу 20 ответов. При этом каждый нужно услышать. Позже Ольга Ивановна заметила, что у меня получается, а главное, есть желание работать с деть­ми, и доверила мне группу четырехлеток. Конечно, это прибавило ответственности, а еще уверенности.
— Чему в работе уделяете большее внимание?
— В основном занимаемся по программе Н.Вераксы “От рождения до школы”, нацеленной на становление личности ребенка и его развитие. Есть еще парциальная программа “Наш дом — природа” Н.Рыжовой, с помощью которой дети учатся любить окружающую среду и природу и бережно к ней относиться. Она помогает формировать целостный взгляд на природу и на место человека в ней, воспитывает азы экологиче­ской культуры.
Творческие способности детей развиваем по программе И.Лыковой “Цветные ладошки”. Кроме того, занимаемся по книге “Математические ступеньки” Е.Колесниковой.
— Какой у вас подход к детям?
— Как ко взрослым, с уважением, стараюсь каждого одарить теплом и лаской. Бываю строгой, но всегда интересуюсь настроением ребенка, тем, как и с кем он провел вечер в семье, что его интересует, что нового ему хотелось бы узнать. Каждый малыш должен понимать и чувствовать себя любимым.
Мальчишки в группе шуст­рые, а девочки — мои помощницы. Они как стаи птиц — собираемся в круг, делаем косички, и каждая что-то рассказывает. Ни в коем случае нельзя перебивать детей. Все, чем они делятся, непременно остается в детском саду. Радует, что воспитанники мне доверяют и делятся не только радостью, но и проблемами.
— Сразу нашли общий язык?
— У нас есть свои правила. Даже не столько правила, сколько традиции. Например, ребенок знает, что он пришел в детский сад, а не в цирк или кино. Заходим с улицы, и мальчики пропускают всех девочек. Это прививаем с раннего детства.
Дети должны знать, что хочет от них педагог. А он в свою очередь — индивидуальные особенности воспитанников. Ведь каждый ребенок по-своему уникален, и не нужно об этом забывать.
— Рассказывая о детях, вы светитесь изнутри. В чем секрет?
— В любви. К детям и своей работе.
В отпуске, а он очень длинный, начинаю скучать по своим ребятам. Мне так хочется их скорее увидеть. Воспитанники встречают объятиями и тоже скучают по мне. Работа приносит столько удовольствия, что каждый день с радостью иду к своим дошколятам.
А знаете, сколько плюсов в профессии воспитателя? Во-первых, рядом с детьми чувствуешь себя моложе. Во-вторых, всегда приходишь на работу красивой. Нельзя выглядеть плохо или неопрятно. Дети все замечают. Не накрасилась, например, а они спрашивают: “А вы, что, болеете?” или “Ой, у вас новая куртка!”, “Какие у вас красивые ботинки!”, “Вы постриглись?” Всегда нужно быть в форме.
— Чего не хватает в дет­ском саду?
— Занятия, которые проводятся с использованием компьютера, проектора, вызывают больший интерес у детей. Внедрение новой техники — веление времени. И хочется, чтобы в детский сад приходили молодые педагоги и специалисты разных направлений.
Было бы неплохо устроить комнату релаксации, где будет много высоких растений и удобная мебель. Детям не только за партами нужно сидеть, но и отдыхать.
— Продолжите фразу: “Дошколята XXI века...”
— ...больше увлеченные компьютером и телевизором.
Помню свое детство — мультфильмы показывали только по выходным, и мы их так ждали. Сегодня они идут в течение всего дня и по разным каналам. У современных детей много разнообразных игрушек, и часто родителям тяжело выбрать подходящую.
Раньше больше гуляли и занимались спортом. Сейчас у родителей не хватает времени на долгие прогулки, поэтому здоровью воспитанников в детском саду уделяется особое внимание (зимой на улице гуляем час, а летом — два). Участвуем также в городских соревнованиях. Например, дети состязались в эстафете на призы газеты “Грани”. Многие пришли семьями.
— А нынешние родители?
— Без родителей работа детского сада невозможна. Они основные воспитатели, а мы лишь их помощники. Педагог знает психологию, методику, возрастные особенности детей, ведь родители не всегда могут заметить какие-то проблемы. Работа с детьми — наша основная задача.
 Если делаю замечание по корректировке поведения, они очень ответственно относятся и прислушиваются к моему мнению. Никогда не отказываются помочь. Например, недавно в группе мы сажали лук, чтобы наблюдать за тем, как он растет. Потом планировали сделать винегрет и все вместе его съесть. Каждый родитель принес по целому пакету корнеплода. В итоге на подоконнике красовались две коробки зеленого лука.
— Расскажите о семье.
— Супруг Вадим работает на тракторном заводе. У нас растут два сына. Владислав учится в 3-м классе, Андрей посещает наш детский сад.
У нас принято, что детей всегда сама укладываю спать. Расскажу сказку, поговорим о том, как у них прошел день. Полчаса перед сном — это наше время. И они спокойно засыпают и понимают, что мама рядом и любит их.
В свободное время ходим в театр, который я полюбила еще в лицее. Тогда мы посещали генеральные репетиции премьер, а сейчас бываем не так часто, но большой компанией.
— Пожелания читателям.
— Как говорит мама, всегда нужно желать только хорошее без частички “не” — света, добра, любви. Все возвращается бумерангом.
Побольше доброты, улыбок, счастья, здоровья. Чтобы родители понимали и умели слышать пожелания своих детей, а не просто воплощали свои неосуществленные амбиции. Например, хотели заниматься танцами и отправляют детей на хорео­графию. Любите своих детей такими, какие они есть, а не себя в них!

Марина АЛЕКСЕЕВА
  • Татьяна Шавикова — “Воспитатель года-2013” Новочебоксарска. © Фото Валерия Бакланова
  • 05_9880.jpg
  • Shavikova.jpg