Что изменится в России с 1 апреля 2024 года

Евгений Ямбург: Школа должна вести честный диалог с детьми

Евгений Ямбург — доктор педагогических наук, академик РАО.Евгений Ямбург: Школа должна вести честный диалог с детьми “Грани” — партнер “РГ”

Евгений Ямбург — доктор педагогических наук, академик РАО.


0

Вышедшая книга директора московского Центра образования № 109 Евгения ЯМБУРГА называется “Трагический оптимизм”. Что происходит в пространстве образования? Как передать каждому вступающему в жизнь поколению непреходящие ценности культуры? Устраивает ли современная школа детей, родителей и педагогов? Об этом “Российская газета” поговорила с автором книги.

В начале беседы Евгений Ямбург заявил, что невозможно оторвать обучение от воспитания, это сообщающиеся сосуды. “Чтобы в детях воспитать стремление жить достойно, надо вести с ними чест­ный диалог, ничего не утаивая и не впадая в упрощение”, — считает директор московского Центра образования.


Стандарт один, наполнение разное

— У детей разные способности, склонности, интересы. Почему же все предметы предписано изучать как главные. Это правильно, на ваш взгляд?

— Это уже преодолевается. Задача заключается в том, чтобы обеспечить детям индивидуальные маршруты обучения с учетом их склонностей, способностей и состояния здоровья. У нас абсолютно здоровых детей только 12%. Я это к тому, что необходима дифференциация обучения.

Стандарт везде один и тот же — даем то, что положено. Но наполнение разное. Если это гуманитарный класс, то при хорошем здоровье ребенка и при сильной мотивации там будут дополнительные часы литературы, истории. Если же класс математический, то там есть “математическая вертикаль”. Дифференциация начинается у нас с 9-го класса.

— Наполнение разное, но требования к выпускникам едины. Как же потом они будут сдавать ЕГЭ?

— Теперь ЕГЭ тоже дифференцирован. Есть повышенный уровень ЕГЭ, если в Бауманский поступаете или на физтех. А есть базовый для тех гуманитариев, которые не претендуют на повышенный уровень. Неталантливых детей не бывает. У одного талантливая голова, а у другого талантливые руки. Поэтому в нашей школе, я имею в виду Центр образования № 109, которым руковожу, есть кузнечное дело, гончарное, ювелирное, витражное, парикмахерское, где ученики могут приобретать профессию. 

Вообще, в России серьезно изменился уровень среднего специального образования. Это не прежние ПТУ. Это современные колледжи, где реализуются профессиональные образовательные программы, как базовые, так и углубленные.


Гибкая система

— Еще недавно к высоким оценкам стремились только ученики. Сейчас баллы за работу получают не только учителя, но и школы. Что отражает школьный рейтинг и зачем он нужен?

— К школьному рейтингу тоже нужно относиться творчески. Если механически складывать результаты ОГЭ и ЕГЭ, то это бессмысленный показатель. Ни ОГЭ, ни ЕГЭ не являются фетишем. Разные школы имеют разный контингент учащихся. 

Значит, система оценки должна быть гибкой. 

— В сфере образования своя бюрократия. С первого класса от ученика требуют соблюдать стандарты оформления дневника и тетрадей. Аналогичные требования предъявляются учителям при заполнении журналов, планов и прочей документации. Зачем нужно все это?

— Это необходимые вещи. Что такое Единый государственный экзамен? Это некий стандарт, предполагающий в том числе и такие вещи, как оформление работы, заполнение бланков. Если вы что-то вписали не туда, то теряете баллы. Так что “бюрократия” необходима, и ею приходится овладевать. А главное, никто не требует одинаковых ответов.

Методики и техники обучения, конечно, изменились. Дедушки и бабушки — сейчас главная домашняя воспитательная сила. И вот они говорят: раньше учили нормально, и мы приобретали крепкие знания, а теперь какие-то метапредметные компетенции — кому все это нужно?

Здесь надо убеждать реальными вещами. Прошла неделя обучения первоклассников, и мы делаем открытый урок для бабушек и дедушек. На стене висит “плазма”, учитель показывает маленький фрагмент урока — мультипликационный фильм “Кот в сапогах”. Братья делят наслед­ство. Старшему досталась мельница, среднему — осел, а младшему пришлось взять себе кота. И он говорит: чем же я тебя буду кормить? Творческое задание: нужно придумать новый персонаж. Поднимает руку девочка: “Я не понимаю: делили наследство, а где был нотариус?” Оказалось, мама у нее нотариус. Так появляется новый персонаж.

Когда бабушки и дедушки наблюдают такой урок, они говорят: “Как же интересно! Нас так не учили”. И аллергия на все новое у них моментально проходит.


Пессимист? Уходи из профессии

— Учителя жалуются, что у школьников клиповое мышление. Что с этим делать?

— Работать. Если раньше говорили, что мужчина любит глазами, а женщина ушами, то сегодня все любят глазами. Время изменилось. По данным академика В.С. Собкина, подростки добровольно читают в год четыре с половиной книги. В этом, конечно, прежде всего виноваты родители. Я спрашиваю пап и мам: когда ребенок был совсем маленьким, вы читали ему на ночь сказки? Ой, нет, мы так заняты. Говорю: есть же аудиодиски. Вы ставили? Ой, нет. Вы брали штору, превращали ее в занавес и разыгрывали спектакли с детьми? Никакой холодный экран не сравнится с огромным удовлетворением, когда тебе аплодирует весь зал. У меня в спектаклях вместе с детьми играют и родители, и учителя.

Есть, кстати, еще одна задача стандартов образования — создание детско-взрослого сообщества. Пример. Приходят родители, мальчик в восьмом классе. Коренной москвич. Он не был ни в одном театре и ни в одном музее. 

Стали втягивать его в театральные постановки, водить в театр. Понравилось. Никогда не поздно начать. А вот посыпать голову пеплом не стоит. Мы не имеем права на пессимизм. Если ты пессимист, уходи из профессии. Скучный, нудный педагог никому не нужен.


Извлечь уроки

— Вас легко обмануть?

— В принципе да. Я очень доверчив, и дети этим пользуются. А еще я очень сомневающийся человек. Мне трудно принимать решения, я долго взвешиваю все за и против. Между тем в школе иногда приходится принимать очень непопулярные решения. Причем немедленно. 

У меня была история. Одна девочка дала другой парфюм попользоваться. И та вроде бы израсходовала больше, чем положено. Эту девочку ее одноклассницы заманили в лес и... нет, не избили. Они заставили сапоги лизать у той, что парфюм ей давала. Сняли всё на видео, потом стали показывать в школе. К чести класса, этого никто не одобрил. Я вызвал родителей и спокойно проинформировал их: “За унижение чести и достоинства своего товарища я исключаю ваших детей из школы. Спорить со мной бесполезно”. Тем девчонкам сказал: “Вон отсюда!” И тут же позвонил директору соседней школы с просьбой взять их к себе. Он немедленно согласился, поскольку его “пациентов” с подмоченной репутацией я всегда брал безоговорочно. Детей нельзя выбрасывать на улицу. Но урок из случившегося они должны получить.


Пространство для развития

— В школе у детей должно быть личное пространство?

— Да, конечно.

— Как его обеспечить?

— Двумя путями. В первую половину дня  я — “зверь”. Есть порядок, есть дисциплина, обязательное посещение уроков, обязательное ношение формы. Во второй половине дети “голосуют ногами”. Кто-то идет в конный клуб, кто-то в клуб моряков, кто-то в театральную студию, кто-то на теннис. И в этом смысле у них есть личное пространство, чтобы иметь возможность развиваться. Свое пространство для развития необходимо и современной школе. Она должна быть бесконечно развивающейся, реагирующей на вызовы и угрозы современности.

Валерий ВЫЖУТОВИЧ

“Российская газета – Неделя”, № 100 (8748)

Печатается в сокращении.


ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА

Евгений Ямбург — доктор педагогических наук, академик РАО. Разработчик и автор адаптивной модели школы с набором классов различной направленности, образовательных услуг — школы, открытой для детей самых разных способностей вне зависимости от их психологических особенностей, склонностей, здоровья, материальной обеспеченности семьи. Главный посыл такого образовательного учреждения — не ребенок приспосабливается к школе, а школа адаптируется к возможностям, потребностям и способностям ребенка.


КОММЕНТАРИЙ

Александр ОСОКИН, директор школы № 19 Новочебоксарска: 

— За работами Евгения Ямбурга я слежу давно. Многое, о чем он говорит об организации процесса образования, для нас — космос. Например, финансирование школ, кадры, организация внеурочных занятий во второй половине дня.

Однако многие мысли Ямбурга весьма актуальны. Было бы хорошо их реализовать в масштабах всего образовательного пространства страны, республики и города. Некоторые выдержки из его трудов я и сейчас использую в беседах об образовании в качестве веских аргументов. 



  • Евгений Ямбург — доктор педагогических наук, академик РАО.