Инклюзивное образование: радость и успех каждого
Главная задача школы № 2 — дать детям не только образование, но и создать им условия для развития в разных направлениях, в поиске себя, любимого дела, например, в театральных постановках.
Зона отдыха в школе позволяет учащимся восстановить силы во время перемен, настроиться на рабочий лад.
В 2015 году в рамках программы “Доступная среда” у входа в школу был установлен стационарный пандус. Фото Л. Охотниковой
Игры с песком в сенсорной комнате благотворно влияют на душевное состояние учеников. Дети придумывают и проживают сказочные истории. Фото автора
Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ) в настоящее время возможна благодаря внедрению инклюзивного обучения (совместного обучения особенных детей со здоровыми). Возможно, в будущем такую практику внедрят во всех школах. Но сейчас нам приходится адаптироваться к новым условиям системы образования. Выявлять недостатки и исправлять их. Новочебоксарская школа № 2 была признана лучшей инклюзивной школой республики. На ее опыте и узнаем об особенностях инклюзивного обучения.
В стенах общеобразовательной школы № 2 учатся более 700 учеников, каждый десятый имеет ОВЗ. Есть среди них ребята с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с тяжелыми нарушениями речи, с задержкой психического развития.
Конечно, ставить диагноз и присваивать особый статус ребенку может только психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК). Тем не менее в выборе учебного заведения решающее слово остается за родителями. И вопрос социализации ребенка в обществе становится определяющим фактором.
Ирина ИВАНОВА, мама особенного ребенка:
— Учеба в инклюзивном классе мотивирует моего сына Станислава. Он старается равняться на одноклассников, на отличников. Отрадно, что за девять лет учебы у него не вышло ни одной двойки.
Освоить программу
“По законодательству ни одно общеобразовательное учебное заведение не может отказать ребенку с ОВЗ в желании получать образование наравне с иными детьми.
Людмила ОХОТНИКОВА, директор школы № 2:
— Мы принимаем всех детей, кто к нам приходит. Единственное, можем рекомендовать рассмотреть другой вариант обучения, если ситуация действительно требует особого контроля. Например, когда дело касается детей с интеллектуальными нарушениями. К сожалению, сталкиваемся с тем, что не все родители хотят идти в коррекционную школу и вообще получать статус ОВЗ. Проблемы с обучением они связывают с какими-либо другими факторами, нежели с особенностями развития их ребенка.
К детям с ОВЗ особенно важно применять индивидуальный педагогический подход, а также обращать внимание на интеграцию ребенка в коллектив. Важнейшую роль играет квалификация персонала. За последние три года практически все наши учителя повысили профессиональные навыки по вопросам инклюзивного образования. Они регулярно принимают участие в вебинарах, онлайн- семинарах, конференциях.
Школа организует обучение в инклюзивных классах, количество особенных учеников там не превышает пяти человек. Если набирается в параллели большое количество учеников с особыми образовательными потребностями, то мы открываем коррекционный класс. Сейчас у нас в школе только один такой — 4 “г”. Обучение также может проходить на дому, с использованием дистанционных технологий.
На заседаниях психолого-педагогического консилиума рассматриваем и утверждаем учебные планы, индивидуальные образовательные маршруты согласно заключению ПМПК.
Как показывает практика, учеба не всем дается легко, особенно если речь идет о детях с задержкой психического развития. И хотя все ученики идут по одной программе, педагоги могут адаптировать ее под своих особенных учеников.
Те из ребят, кто не освоил программу, “дублируют” первый класс. Но есть и положительные примеры. Была у нас ученица с интеллектуальными нарушениями. Мы рекомендовали родителям определить ее в коррекционную школу, но те отказались. В итоге мы довели ее до девятого класса. Она получила свидетельство об обучении, сейчас учится в Чебоксарах в техникуме на швею”, — рассказала директор школы Людмила Охотникова.
Особые условия
Получается, что работа с детьми с особыми образовательными потребностями заключается в том, что ребенок учится по обычной школьной программе, только с вспомогательными средствами. Все специальные условия обучения детей, которые создаются в инклюзивной школе, должны помогать ему справляться с обычной программой.
И действительно, в школе № 2 созданы все условия для обучения детей с ОВЗ. В 2015 году она вошла в программу “Доступная среда”. Были установлены стационарный пандус для передвижения инвалидных колясок, санитарно-гигиеническая комната для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, специализированная парта и кресло, расширены дверные проемы, оборудованы поручни. Оборудованы зона отдыха, сенсорная комната, гончарная мастерская, кабинеты учителя-логопеда, педагога-психолога, социального педагога, медицинский, процедурный кабинеты. Изготовлена вывеска на языке Брайля.
“Практически все дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата находятся на надомном обучении. Но при желании они могут посещать занятия. Есть у нас девочка, которая очень любит петь. Она приходит на уроки музыки. И мы очень рады тому, что у нее есть любимое занятие”, — рассказала Людмила Охотникова.
Разнородность способствует развитию
“В нашем классе и в целом в школе ребята с ОВЗ чувствуют себя частью общества, а здоровые дети в их присутствии учатся доброте. Работая над созданием модели интегрированно-инклюзивного образования, мы поняли, что инклюзия не ущемляет права здоровых детей, а становится новой ступенью развития школы, когда образование является реальным правом для всех”, — рассказала социальный педагог, классный руководитель 7-го инклюзивного класса Татьяна АМАЗОНОВА.
Особую роль в формировании инклюзивной культуры играют ребята волонтерского объединения “Дельфины”. Старшеклассники помогают учащимся младших классов в освоении сложных тем, становятся для них в некотором роде репетиторами.
Учителя и директора должны понять простую вещь: если в одном классе собираются разные дети (по уровню способностей, физическим возможностям, по социально-демографическим признакам, расе, национальности), это помогает им учиться лучше. Как считают педагоги школы № 2, разнородная среда способствует развитию.
Найти себя
Инклюзивное образование подразумевает полное включение детей с различными возможностями во все аспекты школьной жизни. Практически все учащиеся с ОВЗ в школе № 2 включены в дополнительное образование и внеурочную деятельность.
На базе школы функционируют кружки и секции по разным направлениям: социально-педагогической (“Умники и умницы”, “Эрудит”), технической (“Легоконструирование”, “Робототехника”), художественной (“Веселые нотки””, “Волшебный мир бисера”), спортивной (гимнастика, рукопашный бой, карате, шахматы, плавание).
“В первом классе мы сталкивались с тем, что сын вставал во время урока и уходил домой. Слишком активный ребенок, писали нам в дневнике. Но мы начали заниматься по адаптированной программе, и со временем пришло спокойствие за будущее сына. Он стал более организованным. Сейчас занимается футболом и мечтает стать футболистом”, — рассказала мама особенного семиклассника Артема Анна ФЕДОРОВА.
“Как правило, ученики с ОВЗ очень активны во внеурочной деятельности, в школьных, городских и республиканских конкурсах. Особенно им нравится принимать участие в театральных постановках “Волшебный занавес” и конкурсе чтецов.
Наша главная задача не только дать детям образование, но и создать им условия для развития в разных направлениях, в поиске себя, любимого дела. Ну и, конечно же, дать им счастливое детство. Мы стараемся стать школой успеха и радости для каждого ученика, вне зависимости от его особенностей”, — подчеркнула Людмила Охотникова.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправить комментарий.
- версия для печати