Майские праздники 2024: как отдыхаем и работаем?

Камера в мотор. У покупателя автомобиля гораздо больше прав, чем считают дилеры

Если у машины в период гарантии что-то выйдет из строя, то доставка ее в сервис — проблема дилера.Камера в мотор. У покупателя автомобиля гораздо больше прав, чем считают дилеры

Если у машины в период гарантии что-то выйдет из строя, то доставка ее в сервис — проблема дилера.

Адвокат, член АЮР Вячеслав ГОЛЕНЕВ.Камера в мотор. У покупателя автомобиля гораздо больше прав, чем считают дилеры

Адвокат, член АЮР Вячеслав ГОЛЕНЕВ.


0

В редакцию газеты “Грани” продолжают поступать вопросы от нынешних и будущих автовладельцев. Зачастую читатели просят помочь разобраться в сложных ситуациях. Сегодня ответим Евгению, которому не повезло столкнуться с несговорчивыми менеджерами одного из казанских автосалонов.

Здравствуйте, уважаемая редакция. В 2020 году в автосалоне приобрел автомобиль за два миллиона рублей. В гарантийный период, по независящим от меня причинам, случилась поломка, из-за которой я потерял возможность эксплуатировать авто. При каких условиях могу вернуть машину дилеру, когда ее должны отремонтировать по гарантии и когда гарантия продолжает действовать?

Не понравилось — вернул
Если у автомобиля обнаружились существенные недостатки, его можно вернуть дилеру. Причем не только вернув заплаченные за машину деньги, но еще и с доплатой, чтобы приобрести такой же автомобиль, который вырос в цене, говорят представители Ассоциации юристов России.
Автомобиль как технически сложный товар по закону о защите прав потребителей можно вернуть продавцу в течение 15 дней и получить обратно
уплаченные за него деньги, если у него проявился любой недостаток. По истечении этого времени, но в течение гарантийного срока машину можно вернуть, если у нее выявлен существенный недостаток. Существенным недостатком считается тот, который не удалось устранить в течение 45 дней, если он появляется снова после устранения. Также машину можно вернуть, если у нее проявляются различные недостатки, в результате которых ею нельзя пользоваться в общей сложности более 30 дней в течение одного года.
“Машину можно не просто вернуть. Можно даже получить от дилера доплату на приобретение такого же автомобиля. Ведь потребитель должен иметь возможность купить такой же товар. А если он подорожал, то это проблемы продавца или импортера. Это следует из Обзора судебной практики по делам о защите прав потребителей, утвержденного президиумом Верховного суда 14 октября. Сейчас, когда стоимость машин резко выросла, это весьма актуально”, — отмечает адвокат, член АЮР Вячеслав ГОЛЕНЕВ.
Еще один важный момент. Если у автомобиля сменился собственник, но срок гарантии еще не истек, то у нового собственника сохраняются те же права потребителя. Он также может вернуть автомобиль дилеру или производителю.
“Гражданин, на законном основании использующий товар исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, которому такой товар был отчужден другим гражданином, также пользуется правами потребителя, если законом не предусмотрено иное”, — говорится в Обзоре судебной практики, утвержденном Президиумом ВС РФ 26 апреля 2017 года.
Кстати, доставка автомобиля в сервис, в том числе на эвакуаторе, даже если он на ходу, — проблема дилера. И производится за его счет. Причем доставка отремонтированного автомобиля собственнику также его задача. И при этом необходимо уложиться в те же самые 45 дней.
“По закону о защите прав потребителей не исключается право потребителя потребовать доставки крупногабаритного товара продавцу или импортеру для его диагностики с целью последующего ремонта, в связи с чем именно на продавце (импортере) лежит риск возможного нарушения установленных сроков доставки крупногабаритного товара для устранения его недостатков”, — комментирует Вячеслав Голенев.

Обманывать — себе дороже
Что делать, если вы купили автомобиль с заведомо несоответствующими вашим требованиям характеристиками? В этом случае закон тоже на вашей стороне.
Члены Ассоциации юристов предложили в обязательном порядке фиксировать на видео переговоры в автосалоне по продаже автомобиля. Это крайне важно для судебного разбирательства, если после покупки вдруг возникнет вопрос, не обманули ли продавцы.
“Необходимо введение требования к продавцам автомобилей с возложением обязанности осуществлять видеозапись переговоров, предшествующих заключению договора купли-продажи конкретного товара. И оформление в качестве приложения к сделке диск с этой записью в двух экземплярах, по одному для каждой из сторон договора”, — говорит Вячеслав Голенев.
Юристы заявляют, что часто возникают споры, когда человек, например, хотел купить авто с автоматической коробкой, а ему продали с роботизированной. Или думал, что покупает автомат, а ему всучили механику, и никому ничего не докажешь.
“Принятые законодателем правила поведения продавцов автомобилей явно не снимают проблему предоставления потребителю необходимой и достоверной информации, обеспечивающей правильный выбор товара и определение индивидуальных характеристик предмета сделки. Наличие же видеозаписи позволит суду с достаточной степенью достоверности установить волеизъявление покупателя и оценить действия продавца, обязанного представить полную информацию о предмете сделки и его характеристиках”, — подчеркивает эксперт.
Проще говоря, станет ясно, что хотел купить человек и что говорили продавцы. Принятие соответствующего закона позволит избежать многих споров.


Из судебной практики

Жительница соседнего региона хотела купить авто с полным приводом и подогревом сидений. Ей продали за 1,6 млн рублей вроде бы такую машину. Сделка состоялась в 21.00. Женщина уехала, но в тот же вечер обнаружила, что и полного привода нет, и сиденья не греют.
Покупательница решила вернуть автомобиль. Однако в автосалоне машину принимать отказались, ссылаясь на то, что женщина пошла на сделку добровольно. У нее было время всё осмотреть и проверить. И теперь уже не важно, греет ее новая покупка или нет. Суды согласились с автосалоном: да, у женщины было время выбрать, так что теперь она должна смириться со своим выбором.
Между тем, поясняют юристы, изготовитель автомобиля предусмотрел для данной модели 21 комплектацию, отличающуюся как ценой, так и набором опций. Из договора не ясно, в какой именно комплектации автомобиль продан женщине. Из руковод­ства по эксплуатации также этого было не понять, там разъяснения даны по всем комплектациям.
Судебная коллегия по гражданским делам областного суда, рассмотрев дело в апелляции, сочла права потребителя нарушенными: нет доказательств, что продавцы надлежащим образом проинформировали женщину. Поэтому вторая инстанция отменила решение первой и расторгла договор купли-продажи автомобиля.
В итоге с продавцов в пользу покупательницы взысканы 1,6 млн рублей, неустойка в размере 513,9 тысячи, компенсация морального вреда в 10 тысяч рублей и штраф — 532,4 тыс. рублей. Естественно, покупательница после получения денег должна будет вернуть автомобиль продавцу.

  • Если у машины в период гарантии что-то выйдет из строя, то доставка ее в сервис — проблема дилера.
  • Адвокат, член АЮР Вячеслав ГОЛЕНЕВ.