Майские праздники 2024: как отдыхаем и работаем?

Наталия СТЕПАНОВА: На очереди — школьное телевидение

Заместитель директора школы № 17 Наталия Степанова.  Фото Натальи СЕМУШИНОЙ.  Наталия СТЕПАНОВА:  На очереди — школьное телевидение Наталия Степанова

Заместитель директора школы № 17 Наталия Степанова. Фото Натальи СЕМУШИНОЙ.


1

Юным журналистам пресс-центра школы № 17 Новочебоксарска не приходится жаловаться на отсут­ствие к ним внимания. Неоднократные победы в ежегодном открытом городском конкурсе “Школа-пресс” и республиканском состязании молодых журналистов и молодежных СМИ “Слово и дело молодежи”, дипломы различных степеней, привезенные с форумов детской журналистики в Северодвинске, Екатеринбурге, а также из Всероссийского детского центра “Орленок”, не оставляют сомнений в каче­стве по­ставленной работы.

Обо всем этом, а также о многом другом мы побеседовали с руководителем школьного пресс-центра заместителем директора школы № 17 Наталией СТЕПАНОВОЙ.

Наша справка:

Наталия Степанова родом из Канаша. Отец Гаврил Иванович и мама Лидия Васильевна вырастили двух дочерей. Когда после окончания школы старшая дочь Наталья предпочла учительскую стезю и подала документы в Канашское педагогическое училище, родители выбор одобрили. Девушка получила специальность пионервожатой и учителя начальных классов. По распределению в 1984 году приехала в Новочебоксарск. Трудовую деятельность молодой специалист начала в школе № 13 и последующие семь лет работала учителем начальных классов. Когда в 1989 году напротив тринадцатой возвели новую школу № 17, сюда перешла и Наталия Гавриловна со своими ребятами.
В начале девяностых она совмещала работу в школе с учебой на историко-филологическом факультете ЧГУ (окончила в 1994-м). В 1992-м ее перевели учителем истории.

— Каково было преподавать историю в переходный период?
— Не только историю, я еще вела курс у старшекласс­ников “Человек и общество”, по-нынешнему общество­знание. Кстати, в прошлом году моя бывшая ученица, а ныне журналист ВГТРК Анжелика Кириллова сняла сюжет о своих школьных годах. В одном из эпизодов мы как раз затрагиваем эту тему: о чем можно было говорить с детьми на уроках в девяностые годы.
— А действительно, о чем?
— Современная история формировалась на наших глазах. Распад Советского Союза, принявший массовый характер рэкет и развал экономики в стране, убий­ство Влада Листьева, первая, а потом и вторая чеченская кампании... Все это мы обсуждали, порой очень бурно, на уроках. Помню, после убий­ства тележурналиста ребята писали сочинения о том, стоит ли из-за угрозы расправы изменять своим прин­ципам. Удивило, насколько неравнодушными оказались тогда мои ученики.
Сейчас они выросли, все состоялись как личности, каждый нашел себя в профессии. Мне хотелось бы думать, что и моя заслуга в этом есть. Критически
осмысливать происходящее в стране, не потеряться в хаосе жизни, найти свое место — школьный учитель обязательно должен этому учить.
— Учебников, помогающих в этом педагогу, тогда не было.
— Да, методической литературы предлагали маловато. Тоненькая брошюра “Человек и общество” да подборка свежей прессы — вот и все, что имела в своем распоряжении. На что же ориентировалась? Если угодно, вот мои постулаты: относиться ко всему взвешенно, рассматривать разные источники информации, делать соб­ственные выводы. И все это сквозь призму любви к Родине, какой бы она на данный момент ни была.
— Сейчас Россия совсем иная, чем 20 лет назад. А ученики?
— В настоящее время веду уроки в пятых и седьмых классах. Конечно, дети не такие, как раньше. Они меньше читают, но по-преж­нему любознательны, с горящими глазами. Просто изменились источники информации, книгу во многом потеснил Интернет. На уроках в режиме он-лайн мы просматриваем отрывки из публицистических передач, художественных фильмов, да и классическую литературу не забываем. Учимся анализировать, сравнивать различные точки зрения на исторические события.
— Карточки на бумаге, картонные таблицы, диафильмы и другие традиционные наглядные пособия постепенно уходят в прошлое?
— Судите сами. В нашей школе два компьютерных класса и медиацентр. Кроме того, из 46 кабинетов 19 оборудованы автоматизированными рабочими местами (АРМ). Что это такое? В обычном классе имеются компьютер, медиапроектор и экран. Учитель приносит USB-модем, включает его в разъем компьютера и использует на уроке Интернет. Конечно, это не отменяет предварительной подготовки учителя: прежде чем что-то показывать, педагог должен найти изображение, текст или видео­фрагмент во Всемирной паутине, переработать, продумать, в какой момент занятия его включить. Особенно активно Интернет на своих уроках сейчас используют учителя начальных классов. Кстати, за это педагогам начисляются дополнительные баллы по стимулирующим выплатам.
— Как проходит информатизация школы?
— Если говорить о насыщении учебного заведения техникой, то процесс еще не окончен. В нынешнем году к сентябрю новыми комплектами (ноутбук и проектор) обеспечим четыре будущих первых класса, им предстоит заниматься по новым федеральным государственным образовательным стандартам.
Но мало поставить компьютеры, нужно еще и уметь ими пользоваться. Поэтому в 2007 году разработали программу информатизации школы “Шаг в будущее”. Она состояла из многих направлений. Например, в течение трех лет каждый год проводили курсы компьютерного ликбеза для учителей нашей школы. Долгое время действовал проект дистанционного обучения “Школа без границ”, возможно, его в нынешнем году возобновим. Кроме того, проекты “Школьный сайт”, “Школьный пресс-центр” выросли из названной программы.
Кстати, о школьном сайте. Он содержит ссылки на все сайты наших учителей. В настоящее время педагоги Ирина Матвеева и Наталья Александрова участвуют во всероссийском конкурсе персональных сайтов учителей. Проголосовать за них можно на портале pedsovet.su.
— Расскажите о новом проекте “Дневник.ru”, в котором участвует семнадцатая.
— Настало время, когда мы выполнили все пункты программы “Шаг в будущее” и в прошлом году разработали новую на 2011-2015 годы. Среди прочего запланировали перейти на электронный документооборот. Вариантов его ведения существует множество. В частности, в школах Чувашии предлагается волгоградская программа “Электронный менеджмент”. Однако за техподдержку сервиса необходимо ежегодно платить, поэтому предпочли петербургский вариант “Дневник.ru”.
Учитель информатики Ирина Иванова и преподаватель ОБЖ Игорь Салин стали локомотивами новой идеи. Они же являются администраторами сети в нашей школе. На их плечи легла вся подготовительная работа. Они занесли в базу данных все сведения по учащимся и учителям, школьное расписание. Пока идет апробация проекта, то есть участвовать в нем можно по желанию. Тем не менее на 1 апреля в сети зарегистрировались 526 учеников (58 проц. от общего числа), 44 учителя (76 проц.), 37 родителей.
О том, какие возможности предоставляет социально-образовательный сервис “Дневник.ru”, сказано немало: это и виртуальный дневник школьника, и портал для общения одноклассников... На мой взгляд, есть еще один немаловажный момент — приобщение родителей к “Дневнику” поможет им узнать больше о том, чем живут их чада в Интернете, какие ресурсы посещают. Далеко не все папы и мамы знают, например, о необходимости установки семейного фильтра на домашнем компьютере.
— В Интернете появилась информация, что на весенних каникулах девятикласс­ница школы № 17 Александра Николаева участ­вовала в международном фестивале детско-юноше­ской журналистики “Волга-Юнпресс” в Тольятти, представила там школьную газету “Школьный экспресс” и привезла домой диплом в номинации “Информационная насыщенность”. А с чего начинался пресс-центр школы?
— В 2006 году две школьницы — Настя Бацуева и Ольга Ласточкина — начали издавать газету “Под партой”. Я у них вела историю, решила поддержать девочек. Первый выпуск “Школьного экспресса” (главным редактором тогда стала ученица Яна Виноградова) увидел свет в декабре 2006-го, посвящен он был дню рождения школы. Почти сразу — в 2007 году — появились “Вести из 6 “в”. Идея издавать газету своего класса принадлежит классному руководителю Маргарите Александровой. Таким образом она смогла увлечь своих ребят интересным делом. И то, и другое издание продолжали жить, развивались, обрастали сетью корреспондентов. Причем мы не варимся в собственном соку, по возможности выезжаем на различные мероприятия для юных журналистов.
В сентябре прошлого года Маргарита Ильинична, сама преподаватель чувашского языка, совместно с коллегой Надеждой Тарасовой и учениками пятого, шестого и седьмого классов начала издавать газету на чувашском языке “Туслӑ Йыш”. В этом проекте ее очень поддержали родители. На сегодняшний день вышли пять номеров.
— Может в семнадцатой появиться и четвертая газета?
— Такого не исключаю. Возможно, реализовать свой потенциал возьмутся мальчишки и девчонки из начальных классов, а педагоги им помогут. А еще в наших планах открыть школьную телевизионную студию. Самое любопытное, что желание снимать и некоторый опыт в изготовлении роликов у ребят уже есть. Кто-то занимался этим в “Орленке”, кто-то в других студиях. Сняты несколько роликов о школьном лагере, о жизни класса, по заказу школьного психолога — о телефоне доверия.
Для реализации задуманного необходима хорошая камера. Думаю, в качестве монтажерской и оператор­ской некоторое время по­служит мой кабинет.
— Ну а вне школы чем интересуетесь?
— Люблю путешествовать. Летом с мужем и дочерью на автомобиле объехали всю Чувашию. Зимой регулярно выбирались за Волгу, в лес кататься на лыжах. Дочь Анна в этом году оканчивает фортепианное отделение детской школы искусств. Среди ее увлечений не только музыка, но и книги, уход за нашей кошкой, у которой недавно появились котята.

  • Заместитель директора школы № 17 Наталия Степанова.  Фото Натальи СЕМУШИНОЙ.