Что изменится в России с 1 ноября 2024 года

Первый раз в детский сад

Непростой путь адаптации начинается с налаживания эмоционального контакта, считают педагоги детского сада № 45. Радость и хорошее настроение, так необходимые в период привыкания, малышам дарят музыкальные игрушки, мозаики, матрешки. Фото из архива ДОУ № 4Первый раз в детский сад Дошколенок Советует специалист

Непростой путь адаптации начинается с налаживания эмоционального контакта, считают педагоги детского сада № 45. Радость и хорошее настроение, так необходимые в период привыкания, малышам дарят музыкальные игрушки, мозаики, матрешки. Фото из архива ДОУ № 4

Старший воспитатель детского сада № 45 “Журавлики”  Елена ДмитриеваПервый раз в детский сад Дошколенок Советует специалист

Старший воспитатель детского сада № 45 “Журавлики” Елена Дмитриева


0

Детские сады в августе начинают принимать новых воспитанников — малышей от полутора лет, а иногда и более младшего возраста. О том, как помочь маленькому человечку пройти адаптацию к новому этапу в своей жизни, мы поговорили со старшим воспитателем новочебоксарского детского сада № 45 “Журавлики” Еленой Дмитриевой.

Стресс для родителей
— Елена Владимировна, вы десять лет работаете в детском саду и три года курируете прием детей: налаживаете отношения с родителями, знакомите их с воспитателями, отвечаете на вопросы и развеиваете тревоги. Ваша первая рекомендация мамам и папам будущих детсадовцев? 

— Первое, что я рекомендую родителям, — познакомиться с воспитателем, напомнить, что педагог — ваш партнер, союзник в деле воспитания и образования ребенка.
Бывает, родители, особенно если ребенок первый, очень тревожатся в этот период и сами испытывают большой стресс. Не надо проявлять излишнюю эмоциональность, чтобы не перенести эту тревогу на ребенка и не навредить процессу адаптации. Наоборот, нужно рассказывать о соб­ственном позитивном опыте, вспоминать, как вы, будучи маленькими, весело проводили время в садике.
Объясните ребенку, что такое детский сад, зачем он туда пойдет, что будет там делать. Поиграйте в “детский сад” с любимыми игрушками малыша: обыграйте роли воспитателя, ребенка, мамы и папы. Расскажите, что за ребенком обязательно придут. Не называйте точное время, этого малыш может еще не понять, а отталкивайтесь от его действий: например, “заберу тебя, когда ты поспишь”. 
— Как долго обычно длится процесс привыкания к детскому саду? 
— Это зависит от индивидуальных особенностей ребенка, от его характера и привычек. Как правило, большинство детей адаптируются в течение двух-четырех недель. 
По опыту знаю, что самый благоприятный период для по­ступления ребенка в детский сад — до трех лет. Именно в этом возрасте у детей формируется свое “Я”, они начинают осознавать себя как отдельную личность, и в этот период зависимость от родителей начинает значительно уменьшаться. 
Очень интересно в начале нового учебного года встречать новых малышей. Такие они все разные, с распахнутыми глазками, каждый — индивидуальность. Вроде, маленький человечек, но видно, что характер и привычки уже сложились.
Непросто может быть застенчивым, сверхопекаемым детям. Если ребенок привык, что дома ему во всем потакают, в детском саду он, конечно, столкнется с определенными трудностями. Дети, которые не могут выразить свои желания, тоже испытывают сложности: им хочется поиграть с другими ребятами, но они не могут это выразить, им проще пихнуть, ударить другого, чтобы обратить на себя внимание. Поэтому важно развивать коммуникативные навыки, разговаривать с ребенком. Если он умеет обратиться с просьбой к взрослому, рассказать о своих проблемах, способен вступать в командную игру с другими детьми, то ему будет гораздо легче пройти процесс адаптации. 
Чаще бывайте с ребенком, который готовится к поступлению в детский сад, в сообществе сверстников, ходите в игровые центры, на детские праздники. Детский коллектив — это сила: глядя друг на друга, ребята начинают быстрее сами себя обслуживать, есть с большим аппетитом, даже если дома кто-то из них был малоежкой.

В домашней жизни — стабильность
— Чему еще надо научить ребенка перед детсадом?

— Адаптация пройдет намного легче, если малыш будет владеть хотя бы некоторыми навыками самообслуживания или хотя бы стремиться к этому. Мы, взрослые, порой долго стараемся делать все за детей: одеваем, кормим их до пяти лет. Боимся, что они не справятся без нашей помощи. Поступая так, мы сами усложняем им жизнь.
Конечно, если ребенок еще не умеет обслуживать себя, педагог и няня обязательно помогут. Будет лучше, если ваш ребенок уже пользуется ложкой, сам кушает, моет руки с мылом, одевается и раздевается или делает такие попытки, просится на горшок. Это те базовые навыки, которые облегчат жизнь и малышу, и родителям.
— Сегодня принято длительное грудное вскармливание — до двух и более лет. Если будущий детсадовец еще питается грудным молоком, это повлияет на процесс адаптации?
— Как правило, дети поступают в детсад во второй половине лета. За несколько месяцев до этого момента советую постепенно уйти от кормления грудным молоком или хотя бы сократить количество кормлений, оставить, например, только ночное. Почему это надо сделать заранее? Если процесс отлучения от груди начать в дни первого знакомства ребенка с садиком, стресс может усугубиться. Когда малыш уже пришел в детский сад, в его домашней, семейной жизни ничего не должно меняться. Это касается и привычек, и требований к ребенку. Домашняя часть его жизни — самая важная — должна оставаться преж­ней, это даст малышу чувство уверенности. 
Случается, что дети, которые еще находятся на грудном вскармливании, в садике отказываются от еды: знают, что мама придет и накормит. Это тоже не помогает в адаптации.
— Надо ли заранее настраи­ваться на режим детского сада?
— Да, это тоже важно. Особые трудности вызывают, как правило, ранний подъем и дневной сон, поэтому начинать советую с этих моментов. 
Чтобы малыш вовремя вставал с утра, укладывайте его на ночной сон не позже 21.00, а днем — с 12.00 до 15.00. Включайте в домашнее меню те блюда, которые предлагают в детском саду: запеканки из творога, рыбные блюда, овощные салаты и так далее. 
 Самое главное, что родители могут сделать для своего ребенка — это обеспечить ему доверие, любовь и поддержку. Ни в коем случае нельзя ребенка ругать за слезы, тем более в присутствии других детей и родителей.
Есть такое явление как психологическое заражение: один ребенок заплакал, остальные подхватывают. Это часто встречается в группах вновь поступающих детей. Поэтому ребенка нужно приводить пораньше или чуть позже, когда другие уже успокоились. 
Важно, чтобы ребенок был физически здоров и крепок. У часто болеющих детей период адаптации к садику может затянуться. Чаще гуляйте на свежем воздухе, занимайтесь закаливанием. 
Не на пользу и пропуски посещения детсада без причины! Некоторые родители, когда появляется возможность, оставляют детей дома на день-два, а то и больше. Я все-таки не советую придерживаться такой тактики. У ребенка может сложиться неправильное понимание: сегодня меня отправили в детский сад, значит — отлучили от дома, отдалили от себя. Это не на пользу. 

Диалог — о главе угла
— Если все-таки процесс привыкания идет тяжело, к кому обратиться?

— Воспитатели и педагоги-психологи всегда готовы помочь профессиональным советом. Многое зависит от того, как ведут себя сами родители. Если процесс затягивается и у ребенка нет неврологиче­ских заболеваний, то проблема обычно в детско-родительских отношениях. 
Мы все, педагоги и родители, заинтересованы, чтобы дети как можно легче и быстрее прошли этот непростой период адаптации. Важно, чтобы и отношение воспитателя не было формальным и он выстраивал стратегию по индивидуальным проявлениям ребенка.
Когда стрессовые реакции исчезнут, то есть малыш перестанет плакать при расставании с родителем, наладит контакт с другими детьми и с воспитателем, будет активен, начнет делиться своими впечатлениями о прошедшем дне, тогда можно говорить, что период адаптации прошел успешно и поздравить с этим родителей. 
— Какие главные плюсы, на ваш взгляд, дает система дошкольного образования? 
— Прежде всего — воспитание в ребенке самостоятельности. Когда малыш проявляет себя в детском коллективе отдельно от мамы и папы, это его точка роста, точка развития.
 

  • Непростой путь адаптации начинается с налаживания эмоционального контакта, считают педагоги детского сада № 45. Радость и хорошее настроение, так необходимые в период привыкания, малышам дарят музыкальные игрушки, мозаики, матрешки. Фото из архива ДОУ № 4
  • Старший воспитатель детского сада № 45 “Журавлики”  Елена Дмитриева