Майские праздники 2024: как отдыхаем и работаем?

Подарите детям чтение

Анастасия Овчинникова, мама дочерей Киры, Виктории и сына Владимира: “Дети любят, когдя я читаю им вслух, для нас это особенное время”.Подарите детям чтение Мамам и папам

Анастасия Овчинникова, мама дочерей Киры, Виктории и сына Владимира: “Дети любят, когдя я читаю им вслух, для нас это особенное время”.

Педагог-психолог детского сада № 12 Светлана ШевелеваПодарите детям чтение Мамам и папам

Педагог-психолог детского сада № 12 Светлана Шевелева

Заведующий детским садом № 47 Ирина КошкинаПодарите детям чтение Мамам и папам

Заведующий детским садом № 47 Ирина Кошкина

Старший воспитатель детского сада № 27 Екатерина ФедороваПодарите детям чтение Мамам и папам

Старший воспитатель детского сада № 27 Екатерина Федорова

Педагог-библиотекарь школы № 16 Ольга ПавловаПодарите детям чтение Мамам и папам

Педагог-библиотекарь школы № 16 Ольга Павлова

Детский врач-стоматолог Новочебоксарской стоматологической поликлиники, мама семилетней дочки Александра ПетрянкинаПодарите детям чтение Мамам и папам

Детский врач-стоматолог Новочебоксарской стоматологической поликлиники, мама семилетней дочки Александра Петрянкина

Сотрудник Центральной библиотеки им. Ю. Гагарина Екатерина Матве­еваПодарите детям чтение Мамам и папам

Сотрудник Центральной библиотеки им. Ю. Гагарина Екатерина Матве­ева


0

С началом летних каникул школьники и их родители спешат в библиотеки со списками летнего чтения, рекомендованными учителями. Кто-то использует этот перечень как навигатор, который помогает сориентироваться в огромном книжном мире. А другие как обязаловку, омрачающую беззаботные каникулы. И в этом случае такие списки точно не станут “прививкой” любви к чтению. 


Что же поможет родителям и педагогам влюбить детей в книгу раз и навсегда? Об этом в формате круглого стола в газете “Грани” поговорили с представителями педагогического и родительского сообщества, а также библиотекарями.

Участие в разговоре приняли заведующий детским садом № 47 Ирина Кошкина, педагог-психолог детского сада № 12 Светлана Шевелева, старший воспитатель детского сада № 27 Екатерина Федорова, педагог-библиотекарь школы № 16 Ольга Павлова, сотрудник Центральной библиотеки им. Ю. Гагарина Екатерина Матве­ева, детский врач-стоматолог Новочебоксарской стоматологической поликлиники, мама семилетней дочки Александра Петрянкина. Модератором круглого стола выступила главный редактор издания Наталия Колыванова.


Терапия сказкой

Н. Колыванова: Мы не в первый раз говорим о важности детского чтения. Опросы показывают, что современные дети все-таки читают книги и чаще всего мотивируют свой выбор желанием развлечься. Что вас, как специалистов и родителей, беспокоит в отношении к чтению детей и подростков? Каким опытом, новыми методиками вы готовы поделиться?

С. Шевелева: В нашем детском саду четвертый год в сотрудничестве с библиотеками реализуется муниципальный проект под названием “Подарите детям чтение доброго”. Мы используем его в работе в том числе с детьми, которые имеют ограниченные возможности здоровья. И видим, что библиотерапия может играть большое значение в детском развитии. В чем суть проекта? Воспитатели и психологи разрабатывают программу чтения на основе художественных произведений. Книги выбираем те, которые могут стать отправной точкой к разговору с детьми о важных человеческих качествах: доброте, отзывчивости, ответственности, честности. По каждому произведению проводим занятие с предварительной работой и домашним заданием. Дети с нетерпением ждут визита в библиотеку. На итоговом занятии в конце учебного года ребята вспоминают все прочитанные произведения и получают в награду эмблему цветика-семицветика. Проект дает возможность каждому ребенку изменить какие-то негативные установки. Активизируется его эмоциональное и психологическое развитие.

И. Кошкина: Наш детский сад тоже участвует в этом проекте. Самое ценное — когда дети приходят с библиотерапевтического занятия воодушевленные. Они эмоционально рассказывают о занятии родителям, а это дает толчок к семейному чтению.

Еще один наш проект — “Социокультурные истоки”. На каждую встречу обязательно приходят родители. Все садятся в полукруг, мамы и папы читают вслух, а потом обсуждают с детьми сюжет и героев истории. И только потом мы приступаем к инсценировке — в костюмах, с декорациями, чтобы это было и красиво, и увлекательно. В процессе работы педагоги и родители заметили, что многие дети после прочтения хорошо отвечают на наводящие вопросы, но не могут пересказать сказку. Совместное же чтение позволяет развить этот навык.


Сладкий мир книг

Е. Федорова: Наши воспитатели в сотрудничестве с библиотекарями разработали проект “Удивительное рядом”. Нам очень нравится, что сотрудники библиотеки придумывают новые формы взаимодействия с родителями, активно включают их в процесс приобщения детей к чтению. Дети сами приводят после занятий мам и пап в библиотеку. Во время пандемии, на дистанте, провели акцию “Прочти книгу ребенку”. Родители отправляли нам фотографии и видеозарисовки о семейном чтении, было очень интересно всем.  

В старших группах воспитатели придумали проект “Книжки-малышки”. Дети открывали свои книжные мастерские и вместе с педагогами создавали собственные книжки. Вдохновляли ребят сюжеты уже прочитанных книг, иногда они придумывали свои сюжеты. Потом юные авторы подарили эти книжки малышам из младших групп.

Наш опыт показал, что интерес к книге зависит и от того, как происходит обучение чтению. Если легко и с удовольствием, то и книгу ребенок будет открывать с желанием. Такой вывод мы делаем по отзывам родителей тех наших воспитанников, которые учатся читать по методике Николая Зайцева.

И. Кошкина: Поделюсь нашей новой задумкой — “Конфетное знакомство с литературными героями”. Мы решили совместить интерес детей к сладостям с книгой. Есть конфеты “Красная Шапочка”, “Незнайка”, “Петушок” — давайте прочитаем сказку об этих персонажах, обсудим и поиграем. Название любимой конфеты перестанет быть просто названием, а станет ассоциироваться с миром литературы. 

Важно уметь грамотно говорить с ребенком о прочитанной книге. Чаше всего родители думают, что достаточно книгу просто прочитать. Но мы знаем, что детям хотелось бы поговорить о том, что они узнали. Им интересно, что думают об этом мама и папа. И конечно, если дети не видят дома читающих родителей, то и требовать от них любви к чтению сложно. Совместное чтение, помимо всего прочего, — прекрасная возможность сблизиться с ребенком.

О. Павлова: Благодаря подготовке к чтению в детском саду дети хорошо “въезжают” в школу, активно записываются в школьную библиотеку. Полученный в раннем возрасте интерес к книге поддерживается в начальной школе, а в 5-6 классе он немного рассеивается. В 7-8 классе обычно наступает затишье. В старших классах — второе пробуждение, и это уже осознанный интерес к книге и чтению. Конечно, мы стараемся создавать школьникам новые стимулы для чтения. В начале учебного года объявляем конкурсы на звания “Самый читающий класс школы” и “Самый читающий ученик”. Победители конкурса на читательских бенефисах составляют выставку прочитанных книг, презентуют полюбившиеся и самые увлекательные, по их мнению, произведения. Так они подтверждают свое звание самых читающих.  

Расскажу о личном опыте участия в республиканском конкурсе “Самая читающая семья Чувашии”, который провела Чувашская республиканская детско-юношеская библиотека. Я рассказала о конкурсе своей семье, она меня поддержала. Мы подготовили видеовизитку, как того требовали условия. Не ожидала, что нам так понравится процесс съемки. В итоге мы заняли третье место. Наш опыт показал: не стоит бояться и сомневаться в себе. Читайте и побеждайте!


За интересом ребенка

А. Петрянкина: Думаю, мое поколение, рожденное в 90-х годах, недополучило того, что дает семейное чтение. У многих родители в то трудное время были заняты вопросами обеспечения семьи, не до чтения было. Может быть, поэтому не все сегодня, став родителями сами, понимают ценность этой традиции. Моя мама читала мне с раннего детства. Первая книга, которая произвела на меня тогда самое большое впечатление, — это “Мифы Древней Греции”. Никогда не забуду картинки, которые рисует воображение, когда тебе читают. Это одно из самых ярких воспоминаний детства. Так у меня сформировалась привычка читать. Сейчас из-за напряженного ритма жизни я перешла на аудиокниги. Слушаю, пока еду в машине, пока готовлю. Правда, ребенку 6-7 лет, как показал мой родительский опыт, такой формат книг еще не подходит. Поэтому дочке я читаю сама вслух. И что еще важно: при выборе детской книги нужно учитывать интересы детей. Современному ребенку может быть непонятна книжка, которая была интересна советскому ребенку. И это нормально. Дочке я читаю много книг современных авторов, например детские истории от Джоан Роулинг.

Е. Матвеева: Современный ребенок привык быстро достигать желаемого. Нажал на кнопочку — включилась игра. Спросил у гугла — узнал ответ задачи. Эту данность надо учитывать. Поэтому на старте приобщения к миру литературы можно брать произведения попроще, чтобы ребенок просто получал от чтения удовольствие. Пусть это будут, например, книги Холли Вебб или Джефа Кинни. Библио­текари могут подобрать ребенку книги индивидуально, родителям надо лишь заполнить специальную анкету на сайте МБУ “Библиотека”.

Сейчас в библиотеках большой поток школьников со списками чтения на лето. Но мы особенно рады, когда дети приходят выбирать книги для себя. Это развивает самостоятельность, умение делать выбор. Любой запрос мы стараемся удовлетворять, в том числе за счет обмена фондом внутри библиотечной системы, а также благодаря сотрудничеству с Национальной библиотекой. Начиная с 2020 года мы получаем большое количество детской литературы. Это переиздания классических произведений, книги современных писателей, комиксы, детективы.

Меняется время — меняется подход. Книжные детские издательства ищут общий язык с новым читателем, предлагают необычные формы книг: книги-игры и перевертыши, “тихие” книги и книги с дополненной реальностью. Библиотекари тоже меняются. Все чаще мы используем игровые форматы мероприятий: квесты, квизы, викторины, путешествия, мастер-классы. Но всегда любое наше событие проходит с участием и вокруг книги.



  • Анастасия Овчинникова, мама дочерей Киры, Виктории и сына Владимира: “Дети любят, когдя я читаю им вслух, для нас это особенное время”.
  • Педагог-психолог детского сада № 12 Светлана Шевелева
  • Заведующий детским садом № 47 Ирина Кошкина
  • Старший воспитатель детского сада № 27 Екатерина Федорова
  • Педагог-библиотекарь школы № 16 Ольга Павлова
  • Детский врач-стоматолог Новочебоксарской стоматологической поликлиники, мама семилетней дочки Александра Петрянкина
  • Сотрудник Центральной библиотеки им. Ю. Гагарина Екатерина Матве­ева