Майские праздники 2024: как отдыхаем и работаем?

Светские нормы предпочтительнее заповедей?

1

Споры о введении в школах предмета, предполагающего изучение православия, в России ведутся уже довольно давно. Наконец дело пошло дальше разговоров. Президент России Дмитрий Медведев дал поручение Правительству РФ, в результате оно утвердило план меро­приятий по апробации в девятнадцати регионах страны в 2009-2011 годах комплексного учебного курса “Основы религиозных культур и светской этики”. Расскажем о нем подробнее, ведь в число пилотных регионов во­шла и Чувашия.

Уроки по новому курсу нач­нутся с 1 апреля (с началом четвертой четверти) и только у четвероклассников. После летних каникул они продолжатся у тех же ребят в первой четверти пятого класса. Планируется, что занятия будут проходить два раза в неделю за счет часов, выделенных на дополнительное изучение русского языка и литературы. Как сообщает Минобразования Чувашии, “в ходе изучения дисциплины будет вестись постоянный мониторинг развития личности ребенка, полученных знаний в этой области, изменения его мировоззрения и поведения...”.
Разумеется, прежде чем приступать к столь серьезному делу, необходимо спросить мнение родителей. Опросы пап и мам прошли практически во всех учебных заведениях Чувашии. К примеру, в Новочебоксарске в каждом образовательном учреждении по итогам родительских со­браний решение принимали управляющие советы школ. Более того, педагоги заручились и письменным согласием всех родителей четверокласс­ников. Случались ли отказы? “Единичный случай произошел в одной из школ. Мама отказалась давать согласие, пока не просмотрит перечень изучаемых тем”, — заметила главный специалист отдела образования и молодежной политики администрации Новочебоксарска Анета Портнова.
Что же в содержании курса? Его разработчики предусмотрели, что в России проживают представители различных вероисповеданий, потому составили шесть так называемых модулей, из которых родители каждого четвероклассника и выбрали для своего ребенка один. В первых четырех акцент сделан на изучении одной из мировых религий: “Основы православной культуры”, “Основы ислам­ской культуры”, “Основы буддий­ской культуры” и “Основы иудей­ской культуры”. К слову, все четыре модуля оказались в Новочебоксарске не очень популярны. Даже основы православной культуры в нашем городе будут изучать лишь 34 ученика в двух классах, ислам для своего чада выбрали папы и мамы троих ребят, иудаизм — одного. Буддизм не выбрал никто. Кстати, в каждом модуле не предусмотрено изучение, например, религиозных обрядов. Речь идет лишь о знакомстве с той или иной конфессией, ее представлениях о добре и зле, о долге и добродетели, свободе и ответственности, пользе учения и трудолюбии... 
Куда популярнее оказался пятый модуль — “Основы мировых религиозных культур”, в нем все конфессии представлены в равной степени. Такой подход в обучении предпочли родители 204 детей. Наконец, в шестом модуле “Основы свет­ской этики” религиозные термины заменены светскими аналогами. К примеру, вместо религиозных вероучений и связанных с ними нравственных заповедях речь в шестом модуле идет о моральных нормах и обязательствах. Такое представление о мире получат в Новочебоксарске 757 юных горожан, так решили их мамы и папы. В соответ­ствии с этими предпочтениями в наш город должны поступить и учебники.
Кстати, результаты в Новочебоксарске несколько отличаются от республиканских. В целом по Чувашии модуль “Основы мировых религиозных культур” набрал 42,9 проц. родительских голосов, “Основы православной культуры” — 31 проц., “Основы светской этики” — 24,4 проц., “Основы исламской культуры” — 1,7 проц.
И еще один вопрос. Кому доверят обучение? По словам А.Портновой, сейчас в Москву на недельный семинар отправляется группа педагогов. Из Новочебоксарска в столицу едет учитель русского языка и литературы гимназии № 6 Екатерина Воеводина. В последующем эти учителя проведут в Чебоксарах занятия для учителей начальных классов (они преподают в четвертых классах). Предполагается, что еще один семинар (для учителей пятиклассников) состоится во время летних каникул.