Что изменится в России с 1 марта 2024 года

Цифровизация транспорта: Умные светофоры и остановки помогут сэкономить время водителей и пассажиров

Власти республики полагают, что после внедрения транспортной реформы пассажирам не нужно будет долго ждать транспорта.Цифровизация транспорта: Умные светофоры и остановки помогут сэкономить время водителей и пассажиров Цифровая Чувашия “Цифра” касается каждого

Власти республики полагают, что после внедрения транспортной реформы пассажирам не нужно будет долго ждать транспорта.

Примерно так выглядит обмен информацией в умных перекрестках будущего.Цифровизация транспорта: Умные светофоры и остановки помогут сэкономить время водителей и пассажиров Цифровая Чувашия “Цифра” касается каждого

Примерно так выглядит обмен информацией в умных перекрестках будущего.

Центр управления движением в Чебоксарах.Цифровизация транспорта: Умные светофоры и остановки помогут сэкономить время водителей и пассажиров Цифровая Чувашия “Цифра” касается каждого

Центр управления движением в Чебоксарах.


0

В последние годы в России власти активно заговорили о цифровизации экономики. Это не пустые слова, хотя скорость внедрения новых технологий порой далека от желаемой. Однако санкции изменили текущую ситуацию, поэтому властям и бизнесу придется поторопиться. Мы расскажем, какую пользу цифровизация принесет жителям Чувашии на примере транспорта и дорожной сферы.


Умные светофоры

В Новочебоксарске пробок пока нет, зато в Чебоксарах они доставляют много неудобств. Водители и пассажиры теряют драгоценное время, которого и так не хватает в наш стремительный XXI век. 10 минут стояния в пробках в день превращаются в 3,5-4 часа в месяц. В год мы получим уже двое суток! Если в пробках проводить 20 минут в сутки, в год мы потеряем четыре дня. Это не только время, но и деньги (двигатель работает, топливо расходуется). А еще нервы, экология и т. п.

Что можно сделать? Уменьшить число машин вряд ли получится, дороги бесконечно расширять и строить новые тоже нельзя. Зато можно отрегулировать дорожное движение с помощью умных светофоров.

Светофоры можно использовать обычные, но они должны быть оснащены видеокамерами и подключены к единой интеллектуальной системе. Она будет менять режим работы светофоров в зависимости от нагрузки. 

Нет людей возле пешеходных переходов — нет нужды включать красный для водителей. Режим работы перекрестков тоже можно изменять в зависимости от времени суток, часа пик, числа автомобилей. В Новочебоксарске, к примеру, по утрам можно открывать “зеленую” волну в сторону Чебоксар, по вечерам — наоборот.


  • Справка
    За последние 10 лет среднее число автомобилей на улицах Чебоксар выросло в два раза: с 60 тыс. до 120 тыс. автомобилей. В пиковые дни на дорогах может находиться до 170 тыс. машин. Большая часть дорог в столице построена еще в советское время и не рассчитана на такое количество автомобилей.

От кольца у “Каблучка” до развязки на “Вятке” четыре километра и семь светофоров. Убирать их не нужно, но синхронизировать необходимо. Ничто так не раздражает, как стояние на каждом регулируемом переходе. И такое происходит нередко из-за того, что светофоры работают каждый сам по себе.

Сложно оценить, сколько времени смогут сэкономить данные системы. Цифра огромная. Водители и пассажиры будут тратить меньше времени в дороге, а значит, больше проводить время с семьей, отдыхать или работать — кому что больше нравится.

Так почему это до сих пор не внедрено, спросите вы? Причин много. Во-первых, сложно пересчитать время простоя в реальные деньги. Средняя зарплата в республике составляет около 35 тысяч рублей в месяц. Получается, 1 час — это 200 рублей, 10 минут — 33 рубля. Копейки? А если взять тысячу водителей, то потери в месяц составят уже 800 тысяч рублей. А если 10 тысяч? И посчитать за год?

Вторая причина — инерционность мышления. Стояли же раньше в пробках, вот и сейчас постоим. Третья, и главная, — высокая стоимость подобных интеллектуальных систем. Сначала нужно вложить много денег, чтобы начать экономить. Они не по карману муниципалитетам. Вся надежда на федеральные нацпроекты, которые сейчас разрабатываются.

Несколько лет назад в Чебоксарах появился Центр управления дорожным движением, к которому подключены несколько десятков светофоров. Благодаря ему удалось увеличить пропускную способность столичных дорог как минимум на 10-15%, а на отдельных участках и до 50%. Но можно получить гораздо больше.

К примеру, искусственный интеллект может полностью взять на себя управление дорожным движением, а также подсказывать, где нужно устанавливать или убирать светофоры, пешеходные переходы и т. п.


  • Кстати
    Долгие годы на выезде из Новочебоксарска в сторону Атлашева на перекрестке у ТЭЦ-3 в выходные и праздники появлялись пробки. Несколько месяцев назад здесь включили зеленую стрелку, и проблема исчезла. Автомобилисты были безмерно благодарны, но возникает вопрос: почему нужное и полезное решение принималось так долго? Цифровизация должна также ускорить принятие нужных управленческих решений.


Общественный транспорт на карте

В Чебоксарах и Новочебоксарске планируется постепенный перевод транспорта на автобусы среднего и большого класса. Избавить города от тесных и неудобных маршруток — хорошая инициатива. Однако при этом будут увеличены интервалы движения. Одно дело — ждать несколько минут нужный микроавтобус, другое — стоять 15-20 минут, чтобы поехать в автобусе. Когда пассажир стоит на остановке, он тоже теряет свое время.

Решить эту проблему поможет оснащение пассажирского транспорта ГЛОНАСС-датчиками, появление онлайн-табло на всех остановках, мобильные приложения и веб-сервисы. В последних в режиме реального времени можно увидеть, где находится нужный автобус или троллейбус, через какое время он появится на остановке. Благодаря этому пассажиры смогут выходить на остановку заранее и ждать не больше пяти минут.

Такая система должна работать на всей территории Чувашии. Чтобы житель любой отдаленной деревни, где ходит транспорт, знал, когда он сможет уехать со своей остановки. Региональный Минтранс давно обещает внедрить подобную систему, но ситуация остается прежней. Тем более что многие районные перевозчики очень не хотят дополнительного контроля.

Если все перевозчики будут в такой системе, один сотрудник сможет контролировать весь общественный транспорт по Чувашии. Сейчас, чтобы проверить интервал движения транспорта, чиновники выходят в рейд и считают вручную. Временные затраты большие, эффект низкий. В будущем обо всех нарушениях можно будет узнавать не выходя из кабинета.


  • Справка
    В настоящее время ООО “Центр экономики инфраструктуры” разрабатывает программы развития транспорта для Чувашии и Чебоксарской агломерации, куда входят Чебоксары, Новочебоксарск, Мариинско-Посадский, Моргаушский, Цивильский и Чебоксарский районы. Компания выиграла аукцион, предложив до середины июня выполнить все работы за 37,5 млн рублей. После получения этих документов власти обещают начать транспортную реформу.


Интернет-сервисы в помощь

Картографические и навигационные сервисы (в том числе от “Яндекса”) уже сегодня умеют очень многое. Они показывают водителям, как быстрее доехать до точки назначения, где появились заторы или пробки, где найти ближайшую свободную парковку и т. п. Информация иногда запаздывает, но после внедрения технологии мобильной связи 5G и оснащения автомобилей специальными датчиками все изменится.

Современным водителям сложно понять, как раньше можно было ездить без картографических сервисов в телефонах. По бумажным картам? Спрашивать проезд у пешеходов и других водителей?

Интернет-сервисы полезны и пассажирам, особенно если они не знают дорогу. Теперь достаточно указать точку назначения, и система сама предложит самые быстрые и удобные варианты, рассчитав примерное время поездки. А еще здесь есть масса полезной информации, которая экономит время: где находится вход в магазины и организации, часы работы, время обеда. Но это тема для отдельного разговора.


Дорожные службы

ГЛОНАСС-датчики помогают понять, где работают дорожные машины, какие участки обработаны, а какие еще нет. В Москве раньше разными способами собирали заявки на ремонт, а утром бригадир их разбирал и устно давал задачи. Контроль при этом минимальный. Теперь водители и ремонтные бригады получают задания в телефон или планшет. Заявки распределяются таким образом, чтобы они находились по маршруту следования, а не в разных частях города. Повторимся, Новочебоксарск — небольшой город. Но он расширяется, растет. Поэтому подобные системы по управлению дорожным хозяй­ством будут внедряться.

В будущем дороги оснастят датчиками, благодаря которым трактор сможет ехать в нескольких сантиметрах от бордюра, не касаясь его и убирая снег и мусор максимально эффективно. Технологии уже существуют и даже работают в Чувашии. Но не в городах, а в сельском хозяйстве.


Освещение дорог и тротуаров

Сейчас включение и выключение фонарей происходит по заранее утвержденному графику. Если светит солнце, то выключать утром можно раньше, включать вечером — позже. В пасмурную или дождливую погоду — наоборот. За счет более гибкого регулирования можно будет экономить электроэнергию. Для этого достаточно поставить несколько детекторов, которые будут анализировать величину светового потока.

А еще можно будет оперативно узнавать, где перегорели лампы. На компьютерной схеме загорелся красный сигнал — можно сразу бригаду ремонтников отправить для замены.


А что в перспективе?

Мы затронули только вершину айсберга. Системы, помогающие управлять различными аспектами городского хозяйства, обязательно появятся в Чувашии, Чебоксарах и Новочебоксарске. А там, глядишь, появятся беспилотные автомобили и общественный транспорт. Хочется верить, что это произойдет уже скоро. Еще при нашей жизни.


  • Власти республики полагают, что после внедрения транспортной реформы пассажирам не нужно будет долго ждать транспорта.
  • Примерно так выглядит обмен информацией в умных перекрестках будущего.
  • Центр управления движением в Чебоксарах.