Что изменится в России с 1 мая 2024 года

Уважаемый министр, появились вопросы...

Министр образования и науки РФ Андреем Фурсенко.Уважаемый министр, появились вопросы...  Наболело

Министр образования и науки РФ Андреем Фурсенко.


0

В ходе всероссийского конкурса “Учитель года”, проходившего в этом году в Магнитогорске, состоялась встреча его участников с министром образования и науки РФ Андреем Фурсенко. У региональных “учителей года” появилась возможность спросить федерального министра о самом волнующем и наболевшем, и они ею воспользовались.
О “лишних” учителях

Андрей Фурсенко отметил, что его высказывание по поводу увольнения 200 тысяч учителей было интерпретировано в прессе слишком прямолинейно. Хотя он действительно считает использование школы в качестве института, скрывающего безработицу, неприемлемым. “Для того чтобы привлечь хороших учителей, мы должны дать им интересную и полноценную работу, — уверен министр. — Ведь кого устраивает неполная нагрузка? Тех, кто хочет дотянуть до пенсии или имеет другие интересы: воспитывает собственных детей в стенах учебного заведения или что-то выращивает в сельских школах на огороде... Но это неправильно”.
В ряде регионов, сообщил Андрей Фурсенко, выпускники педвузов не могут найти работу. “Мы должны сделать так, чтобы в школу пришли новые учителя, — заметил он. — Сегодня 19 процентов преподавателей — пенсионеры. Некоторые из них с трудом могут освоить новые технологии. При этом необязательно отправлять их всех на заслуженный отдых. Можно создать условия, при которых они были бы, например, консультантами или ответственными за проведение ЕГЭ”.
С другой стороны, не секрет, что сегодня становятся учителями максимум пятнадцать-двадцать процентов выпускников педвузов. “Может быть, столько вузов и не надо? – задал вопрос аудитории Андрей Фурсенко. — Вероятно, следует сократить их количество, отчислять студентов, которые не хотят учиться”.

О сочинениях и ЕГЭ
Стоит ли вернуть “сочинение” как форму выпускного экзамена в школе? Глава Мин­обрнауки России ответил, что никто не мешает писать сочинения во время учебы. Более того, это абсолютно необходимо. “Уважаемые коллеги, давайте сравнивать ситуацию, которую мы имеем, не с идеалом, а с реалиями, — предложил Андрей Фурсенко. — Вспомните, откуда возникли проблемы учителей. ЕГЭ просто используется как повод для спекуляций”.
Министр вспомнил о своей недавней беседе с бывшим учителем — пенсионером, который рассказал, как на выпускном экзамене в пед­институте в конце пятидесятых годов XX века всех попросили написать диктант. Семьдесят процентов выпускников педвуза за него получили двойки. “С тех пор жизнь не сильно изменилась”, — заметил Андрей Фурсенко.

О зарплате
Андрей Фурсенко подчеркнул, что увеличение оплаты труда педагогов — главная задача министерства и правитель­ства. “Мы не можем сделать заработную плату одинаковой по всей стране, — уточнил он. — Но можем постараться сделать так, чтобы средняя зарплата учителя соответствовала средней зар­плате по региону”.
Как учить
Вопрос, второй год волнующий педагогов: что предпочтительней — метапредметный подход в обучении или компетентностный (упрощая, первый подразумевает интеграцию школьных дисциплин, второй — непосредственное применение полученных знаний на практике. — Прим. авт.)? Андрей Фурсенко предложил не противопоставлять одно другому. С его точки зрения, для ребят, которые заинтересованы (мотивированы) в своем обучении и развитии, больше приемлем метапредметный подход. Он предоставляет определенную свободу: во время учебы ребенок сам определяет, из какого источника он получит новые знания.
Для детей же, которые мотивированы на получение знания в меньшей степени, которые являются в образовательном процессе не ведущими, а ведомыми, более эффективным, по мнению министра, является обучение на основе компетенций, а не просто предложения материала. “Все зависит от того, кого вы учите, — подытожил Андрей Фурсенко. — Важно одинаково хорошо обучить и тех детей, кто на основе полученных знаний сможет получить новые, и тех, кто, обретя компетенции, станет квалифицированно выполнять свою работу. При этом и те и другие нужны обществу, экономике и самим себе”.
P.S. Абсолютными победителями конкурса “Учитель года России-2010” стали два педагога: математик Михаил Случ из Москвы и биолог Андрей Гарифзянов из Тульской области.

Вопросы федеральному министру**********

О чем спросили бы министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко лучшие новочебоксар­ские педагоги?
Людмила Турковская (лицей № 18), заслуженный учитель Чувашской Республики, победитель конкурса лучших учителей России в 2010 году:
Я бы сформулировала вопрос примерно так: “Год учителя близок к завершению, в его рамках было проведено множество мероприятий. Сыграли ли они свою роль в повышении престижа учительской профессии?”.
Екатерина Воеводина (гимназия № 6), победитель конкурса лучших учителей России в 2010 году: Я несколько раз видела федерального министра воочию, имела возможнось на этих встречах поговорить о наболевшем, поэтому во­просов к Фурсенко у меня нет. Считаю, о некоторых вещах, например, о зарплате учителей, спрашивать его смысла нет, ведь он представитель исполнительной ветви власти, а не законодательной.
Приведем также вопросы еще двух педагогов гимназии № 6, ставших в 2010 году победителями республиканского конкурса на получение денежного поощрения лучшими учителями.
Елена Цибуля: Разрабатывается ли федеральная программа по капитальному ремонту школ в нашей стране? Большинство зданий учебных заведений построены в шестидесятые-семидесятые годы прошлого века и сильно обветшали...
Светлана Горбунова: Когда на региональном и всероссийском уровнях начнет действовать закон о снижении количества часов ставки учителей начальных классов?


 

По материалам пресс-центра Года учителя.
  • Министр образования и науки РФ Андреем Фурсенко.