“Современный мир пришел-таки к тому состоянию, когда стало понятно, что дальнейшее развитие цивилизации может быть только в гармонии с природой, а не за счет нее, — говорится в Послании Президента ЧР Н.Федорова Госсовету республики. — Необходимо добиться, чтобы все жители республики научились думать по-зеленому, то есть повседневно заботиться о природе, чутко реагировать на то, что с ней происходит. Это должно стать стилем, нормой жизни, отличительной чертой мировоззрения и поведения живущих в Чувашии”. Продолжением сказанному послужил Указ “О дополнительных мерах по обеспечению экологической безопасности в Чувашской Республике”, подписанный главой республики в конце прошлого года.
На одном из рабочих совещаний, комментируя указ, Президент говорил о задачах по переработке и обезвреживанию промышленных и бытовых отходов, использованию их в качестве дополнительных источников сырья. Глава республики заметил, что решение этих задач ограничивается сбором и вывозом мусора на свалку. При этом отходы не перерабатываются, не сортируются, не утилизируются и не уничтожаются. А это способствует возрастанию экологической напряженности, особенно для живущих в Чебоксарах, Новочебоксарске и Чебоксарском районе. Н.Федоров своим указом рекомендовал органам местного самоуправления до 1 июня 2010 года разработать и утвердить муниципальные программы в области обращения с отходами производства и потребления.
О том, как решается данный вопрос в Новочебоксарске, и о других экологических проблемах в беседе с заместителем начальника отдела городского хозяйства, экологической безопасности и жилищных отношений Андреем ШИРШОВЫМ.
— Андрей Викторович, какие моменты намерены отразить в программе?
— В Новочебоксарске уже действуют Правила обращения с отходами, утвержденные депутатами городского Собрания весной прошлого года. Они регламентируют порядок обращения с твердыми бытовыми отходами (ТБО) от сбора до вывоза, расписано все до мелочей: кто, как, на какой машине вывозить, сколько контейнеров и где разместить.
Мы должны понять, что важным является внедрение системы раздельного сбора отходов. В большей степени это зависит от сознания граждан. Надо убедить, чтобы в один контейнер они клали пластиковые бутылки, в другой — стеклянные, в третий — бумагу. К сожалению, пока так поступают не все. Это касается не только одного муниципального образования, это системная задача — научить людей правильно обращаться с отходами.
— Наш город здесь преуспел?
— Да, у нас давно ведется раздельный сбор ТБО, отдельные фракции отправляют на переработку, например, пластиковые бутылки. Есть такие предприятия в нашем городе, Чебоксарах. И в этом деле нужна система, но уже способствующая развитию бизнеса. Например, государство могло бы предоставить какие-то льготы для организации бизнеса по переработке отходов.
Я знаю, как дело поставлено в Германии. Человек покупает товар в упаковке с зеленой точкой. Это означает, что в данной цене уже заложена стоимость переработки тары. Таким образом государство поддерживает переработчиков ТБО.
— У нас тоже есть похожие проекты, называемые инвестиционными, — у ГУП “БОС”, МУП “Водоканал”, когда в тарифе заложена инвестиционная составляющая, которая идет на реконструкцию очистных сооружений, водопроводных сетей.
— Видимо, стоит разработать и проекты для предприятий, занимающихся переработкой ТБО.
— Другая экологическая проблема — выхлопные газы. Вот высказывание читательницы “Граней” И.Комиссаровой на сайте газеты: “Шли мы с дочерью в любимый садик. К нему подойти невозможно. Все время подъезжают-отъезжают машины. У припаркованных работают моторы. Садик просто окутан выхлопными газами. И старшие группы в это время выходят на зарядку. Пока заведешь ребенка в помещение, надышишься до тошноты. Что уж говорить о наших малышах, чьи носики на уровне выхлопных труб!”
— Проблема касается не только конкретного места или определенного города, она всеобщая. Кто-то привез детей в садик, приехал на работу, иной оставил машину возле дома, даже перед подъездом. Сейчас личных автомобилей стало очень много. А еще и бензин у нас некачественный. Зимой из-за неполного сгорания больше выбросов выхлопных газов. Автолюбители часами разогревают машины во дворах под окнами домов, а по утрам три-четыре водителя одновременно. Проблема еще и в умах автовладельцев, которые, например, почти перестали пользоваться гаражами.
— И паркуют где попало — на детских площадках, рядом с мусорными контейнерами...
— При этом они нередко мешают проезду мусоровоза, спецтехники. Ситуацию, конечно, стараемся держать на контроле. В прошлом году оштрафовали порядка 500 автовладельцев. Ведем с ними беседы. Иногда помогает. А эвакуировать машины не можем — частная собственность неприкосновенна. Для решения проблемы нужна законодательная база, одними уговорами сознание людей вряд ли изменить.
Прикрепленный файл | Размер |
---|---|
К контейнерам мусоровозу подъезд заблокирован. Фото Семена Криворукова. | 288.45 кб |