Майские праздники 2024: как отдыхаем и работаем?

Синий туман. А может, обман?

7

“Горячая” линия в “Гранях”, темой разговора в которой была заявлена “Экология”, прошла в минувший вторник не в обычном формате. Звонки горожан и предварительные вопросы, конечно же, были. Но, когда выпадали свободные минуты, участники дискутировали между собой, ведь за одним столом встретились компетентные в вопросах экологии люди. И повод нашелся. Накануне над частью города и промзоной вновь был замечен синий туман с характерным запахом.  

 

На снимке (слева направо) Евгений ГУМЕНЮК — руководитель ГУ “Чувашский республиканский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды”, Юрий Лисицын — заместитель технического директора по экологии и ресурсосбережению ОАО “Химпром”, Андрей Ширшов — начальник отдела экологической безопасности горадминистрации, Иля Антонова — заместитель руководителя Управления по технологическому и экологическому надзору “Ростехнадзор” по ЧР, Юрий Алексеев — директор ГУП “БОС”, Татьяна Понятова — начальник управления экологии и охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов и экологии ЧР. фото валерия бакланова.
 

Николай Иванов: 25 июня я работал. Территорию возле троллейбусного управления около 7.00 окутал синий туман с едким запахом — он шел со стороны “Химпрома” . Дышать было нечем. Специально, что ли, выбрасывают вредные вещества? Жить в Новочебоксар­ске стало невозможно. В прошлом году все лето страдали от выбросов, нынче вновь повторяется, а у нас дети малые. Почему нельзя предпринять меры, чтобы люди не мучились?
Маргарита Тихонова: 24 июня ехала на дачу. Около “Химпрома” и вдоль автотрассы в сторону Атлашева сплошной бело-синий туман. Едкий запах проник в салон автобуса, пассажиры заволновались, закашляли. Время было 7.50. У меня оказался фотоаппарат, и я засняла этот туман. Сколько может продолжаться издевательство над людьми, мы же задыхаемся от участившихся выбросов. Постоянно “туманили” город в прошлом году, и никто не понес наказания. Когда прекратится “газовка”?
Валентина Тихоновна (ул. Коммунистиче­ская, 24): Почти каждое утро в нижней части города синий слезоточивый туман с запахом. Это продолжается по­стоянно, а последние два года стало еще хуже. Кто напускает его, почему никто не контролирует?
Юрий Лисицын: 24 июня над Цивилем наблюдался туман, который в это время года характерен для низменных мест. В связи с тем, что река находится ниже предприятия ОАО “Химпром”, в ясные солнечные дни вполне возможно образование дымки — типичного природного тумана.
По сведениям Гидрометео­центра Чувашии, 24-25 июня были неблагоприятные метеорологические условия (НМУ), способствующие накоплению вредных примесей в приземном слое атмосферного воздуха при слабом ветре. В цехах предприятия в этот период проводились мероприятия по временному сокращению вредных выбросов в атмосферу.
По данным аккредитованной промсанлаборатории ОАО “Химпром”, в эти дни на территории промплощадки, на границе санитарно-защитной зоны предприятия и в Новочебоксарске превышений гигиенических нормативов ПДК вредных веществ не было. 24 июня в 7.55 возле цеха № 56 в разовой пробе зафиксирована концентрация по гидрохлориду, и она составила 0,81 мг/куб. м (норма 1,5 мг/куб. м), 25 июня в 7.30 выявлено то же самое, но около цеха № 16. Концентрация по гидрохлориду — 1,38 мг/куб. м. Иными словами, выбросы загрязняющих веществ в данный период цехами предприятия исключают возможность загрязнения окружающей среды на территории пром­площадки, в санитарно-защитной зоне и городе.
Т.Понятова: До 1993 года туманы над Новочебоксар­ском были значительными, даже в Ельниковском и Юраков­ском микрорайонах. После 1995-го ситуация более-менее нормализовалась. Если они и наблюдались, то приходились в основном на Ивановский микрорайон и ул. Коммунистическую.
А.Ширшов: И сейчас страдают главным образом жители этих микрорайонов.
Т.Понятова: В период неблагоприятных метеоусловий люди всегда ощущали дискомфорт. Но порог обоняния и предельно допустимая концентрация — это разные вещи. Не всегда запах предполагает превышение ПДК.
Журналист: Нормативные выбросы “Химпрома” происходят ежедневно?
Ю.Лисицын: Ежесуточно, ежечасно, даже ежеминутно.
Журналист: Зная, что грядут неблагоприятные метео­условия, можно уменьшить количество этих выбросов в атмосферу?
Ю.Лисицын: Когда диспетчер получает от Гидрометеоцентра сообщение о введении режима НМУ № 1 (это когда безветрие либо слабый ветер и повышенная температура окружающей среды), он его сразу же передает руководителям цехов, те принимают меры — из определенных источников выбросы уменьшают. Усиливают контроль за ними на территории предприятия, за источниками выбросов следит промсанлаборатория.
Журналист: Если во время НМУ количество нормативных выбросов действительно контролируете, то почему синий туман с едким запахом стал частым “гостем” в атмо­сферном воздухе?
Ю.Лисицын: Прошлым летом было превышение ПДК по гидрохлориду в Ивановском микрорайоне — там точка контроля находится под трубой кирпичного завода. А в результате обжига кирпича выделяется фтористый водород, который в исследуемых пробах определяется одинаково. Поэтому утверждать, что тогда это был гидрохлорид, невозможно.
А.Ширшов: Судя по анализам, хлористый водород (то есть гидрохлорид) обнаруживается очень часто, и пенять на НЗСМ, считаю, некорректно. Доля “Химпрома” в загрязнении атмосферного воздуха, по моему мнению, не сопоставима с другими предприятиями. Давайте говорить об этом открыто и честно. Вот случай на прошлой неделе. По данным лаборатории, выбросы гидрохлорида хоть и не превышали ПДК, но были очень близки к предельно допустимой концентрации. Снова будем ссылаться на соседние предприятия?
Журналист: Кстати, наши читатели высказывают недовольство по поводу того, что специалисты ЦГСЭН отбирают пробы не во время тумана, а когда он рассеется — после 10.00–11.00. Люди предполагают, что к этому времени вредных веществ в атмосфере уже не остается, потому в пробах их и не находят.
И.Антонова: Иногда бывает, что самого тумана нет, но концентрация держится.
А.Ширшов: Конечно, нерасторопность со стороны надзорных органов наблюдается.
Ю.Лисицын: Наша пром­санлаборатория реагирует оперативно. В ее распоряжении имеются два автомобиля, и работают они круглосуточно.
Журналист: От Василия Белова в редакцию предварительно поступил такой вопрос: “Когда в атмосферном воздухе явно присутствуют вредные вещества, данные у ЦГСЭН почти всегда в норме или чуть-чуть превышают предельно допустимую концентрацию. Не верить в достоверность исследований есть основание — люди задыхаются, причем не больные. Есть ли у нас независимая лаборатория, которая могла бы провести “честные” анализы”?
И.Антонова: Есть лаборатория у “Ростехнадзора” по ЧР, но она контролирует загрязняющие вещества на источниках выбросов, а не в атмосферном воздухе. Ведут контроль “Рос­потребнадзор” по ЧР и специализированное учреждение № 29 (бывший ЦГСЭН № 29). Они имеют опыт работы, лабораторные базы, методики, специалистов. Зачем еще одна независимая лаборатория? К тому же, от кого не зависимая? Существующие прошли аккредитацию. Мы не имеем права им не доверять.
Ю.Лисицын: У промсанлаборатории, аккредитованной и аттестованной, тоже достаточны штат и приборы. Анализы может делать и научно-исследовательский центр на уникальном оборудовании. Недавно в Центре исследовали пробы, отобранные у ДСК. В них обнаружили вещества, которые “Химпром” вообще не выбрасывает.
Михаил Федоров: В “Гранях” писали о том, что в районе пихтулинской свалки иностранные бизнесмены хотят построить мусороперерабатывающий завод. Принято ли по этому поводу окончательное решение?
Т.Понятова: Осенью прошлого года Европейский консорциум “ReCycled Refuse International” (“RCR”) предложил современную технологию переработки бытовых отходов с уменьшением объема сырья на 85 проц. относительно первоначального объема необработанных отходов. В ноябре 2005 года в Чувашскую Республику с рабочим визитом прибыли специалисты из Европейского консорциума, в рамках которого состоялись встречи с представителями органов исполнительной власти Чувашии, федеральных территориальных, администраций Чебоксар и Новочебоксарска. Обсудили технологию и возможности ее применения в Чуваш­ской Республике. Окончательное решение пока не принято.
Андрей Кириллов: В последние несколько лет вода в Волге начинает цвести ранним летом. Раньше такого не наблюдалось. С чем это связано? Не вредно ли там купаться? Можно ли цветение удалить искусственно, но при этом не навредить природе и людям?
А.Ширшов: Цветение воды — естественный процесс. И происходит оно из-за уменьшения скорости течения, жары и большого количества органических веществ в воде.
И.Антонова: Искусственно ликвидировать цветение невозможно. А вот снизить сброс загрязняющих веществ в реку можно, как делают это финны. Они вкладывают деньги в совершенствование системы очистки на предприятиях. Даже финансировали санкт-петербургские коммунальные предприятия, чтобы те реконструировали свое оборудование и уменьшили сброс загрязняющих веществ в Финский залив.
А купаться можно только в отведенных местах — там исследуются пробы воды.
А.Ширшов: К сожалению, при проектировании ГЭС городу не отвели территорию под пляж. Кстати, на этой стороне Волги пляжа нет. Тут нельзя купаться, да и неприятно. Был в выходные. Дамы в шляпах загорают среди кучек мусора, а купаются, раздвигая руками плавающие рядом фантики и прочие отходы.
(Константин Иванович: В 1974 году был на “Химпроме” пожар, в результате чего много вредных веществ вылилось на землю. Учитывая последствия на Мыслеце, где до сих пор загрязнение не локализовано, хочу спросить, проводят ли на “Химпроме” исследование проб земли, где случилось ЧП, нет ли там сейчас превышения ПДК вредных веществ? Об этом нет никакой информации, а вопрос серьезный.
Ю.Лисицын: В то время на предприятии производили химоружие, с 1987 года цех закрыт. Вся территория давно дегазирована, мониторинг ведем постоянно. А сейчас идет подготовка к ликвидации основного корпуса, где производили хим­оружие.
И.Антонова: Недавно по вопросам проведения демилитаризационных работ на бывшем заводе № 4 состоялись общественные слушания. Специалисты докладывали о состоянии природной среды на территории “Химпрома”. Прежде чем начать проектные работы, исследовали состояние окружающей среды. В ней VX-газы не были найдены. Ранее в здании, где производили химоружие, была взята 1401 проба воздуха и исследована, концентрация вредных веществ обнаружена на уровне следов.
Дарья Алексеева: Хочу отметить такой момент. Если раньше в городе очень часто стоял характерный запах, идущий от БОС, то теперь его почти не ощущаем.
Ю.Алексеев: Благодарю за звонок. Запахи, конечно, по­явиться могут и сейчас. Но предприятие действительно много делает для улучшения очистки сточных вод перед сбрасыванием в Волгу. А третья линия очистки, проект которой сейчас разрабатывается, позволит решить очень многие экологиче­ские проблемы.
Геннадий Осипов: У Баннова образовали свалку бытовых, строительных отходов. Сюда же выбрасывают люминесцент­ные лампы, сваливают испорченные овощи и фрукты. Очистят ли эту территорию от мусора?
Татьяна Самойлова: Хотелось бы знать, нашли тех, кто организовал за городом колбасную свалку, вывалил ртутьсодержащие лампы, а возле храма — тонны гнилого лука?
А.Ширшов: Да, нужно бороться с несанкционированными свалками, наказывать виновных. Но известна истина: “Чисто не там, где метут, а там, где не сорят”. Вот о чем должен помнить человек, когда выбрасывает люминесцентные лампы — они разобьются обязательно, а там ртуть, которая обязательно попадет в почву. Администрация города не снимает с себя ответст­венности. Но большая проблема и в нас самих, в нашем отношении к тому месту, где мы живем. А то, как мы относимся к городу (значит, и к себе), понятно, если выйдем на набережную, зайдем в рощу, посетим деревню Ольдеево. По-моему, мусор не только на улицах. Его много в наших головах. Администрация города уделяет большое внимание наведению порядка на территории Новочебоксарска. На это ежегодно тратятся большие сред­ства. В работе принимают участие предприятия и граждане. Но требуется еще больше усилий. И проблему можно решить только сообща.
“Колбасная” свалка ликвидирована, виновные наказаны. Свалка люминесцентных ламп тоже. Сейчас выявляют виновных.
Михаил Ефремов (ул. Воинов-интернационалистов, 11): Весь грузовой транспорт, автобусы, “Газели” следуют по ул. 10-й пятилетки, затем сворачивают и идут по ул. Воинов-интернационалистов. Одно дело — постоянный шум, но другое — выхлопные газы. Мы не можем открывать даже форточки. Когда построят объездную дорогу?
А.Ширшов: Как только светофоры вернут на место, а их убрали из-за того, что там строили дорогу, большегрузные машины начнут следовать по прямой дороге, не сворачивая на ул. Воинов-интернационалистов.
Насчет объездной дороги. Она нужна, но дорогостоящая, городской бюджет “не потянет”.

После дискуссии за круглым столом и “горячей” линии участ­ники подвели итоги. Все сошлись во мнении: разговор получился деловой. И коррект­ное замечание Или Антоновой по поводу взаимодействия “Хим­прома” с горожанами нашло поддержку у коллег. “Предприятию надо идти навстречу населению”, — подчеркнула она и привела пример, как происходит подобное в Дании. Там тоже люди, проживающие рядом с вредным производством, выражали недоволь­ство. Но руководство предприятия не стало с ними конфликтовать, а начало открыто публиковать результаты анализов, при этом не скрывало, если выявляло превышения ПДК загрязняющих веществ. Честно рассказывало людям, какие меры предприняты, кто из виновных наказан.
“Химпром” мало работает с новочебоксарцами, поэтому они и в тревоге. Обращаясь к его представителю, И.Антонова сказала: “Ни одно замечание горожан нельзя оставлять без внимания, тогда они поверят вам”.


Галина МИРОНОВА.