9 мая - День Великой Победы

Что изменится в России с 1 мая 2024 года

Запросто стряпает кренделюшки и делает классные фото

8

Валерия Железнякова как фотографа знали в Чувашии задолго до того, как он приехал на постоянное место жительства в Новочебоксарск, ведь с его именем связано развитие фотографического искусства не только в Иркутской области, где он долгое время жил, но и в целом в Советском Союзе.Валерий Железняков — участник и лауреат многочисленных выставок союзного и международного уровня. Его работы экспонировались в Москве, Владивостоке, Магадане, Курске, Чите, Астрахани, Самаре, Чебоксарах, Латвии, США, Андорре, Румынии... В прошлом году заслуги Валерия признал олимпийский комитет России, наградив его (и еще одного журналиста с Алтая) дипломом за пропаганду гуманистических ценностей спорта и принципов “Fair Play” (“Честная игра”).
С 1996 года в жизни фотожурналиста начался “чебоксарский” период, который ознаменовался новыми проектами, знакомствами, увлечениями.

Журналист, фотограф, издатель Валерий железняков.  Фото Валерия Бакланова. 

— Валерий, вы слывете человеком разносторонних интересов. Но чему-то, наверное, отдаете предпочтение?— Целиком и полностью по­свящаю себя творчеству, уделяя большое внимание журналистике, фотографии, выставочной и издательской деятельности. Не могу одно отделить от другого, но все же предпочтение отдаю художественной фотографии.
— Последние четыре года среди людей, интересующихся спортом, стала популярной газета “Спортивный вестник Чувашии”, редактором которой являетесь. Почему выбрали это направление?
— Кроме дипломов журналиста и фотохудожника у меня имеется еще диплом тренера. В Иркутском госуниверситете получал образование журналиста на вечерних курсах. Журналистом быть не собирался, но по окончании учебы появились заказы. Опубликовался раз, другой — возник интерес. В основном работал фотожурналистом. Печатался в различных изданиях, в том числе в “Комсомольской правде”, “Известиях”, “Советском спорте”.
В свое время окончил народный университет фотоискусства, курсы повышения квалификации. К тому же прошел школу в Союзах фотохудожников России и СССР. Входил в правление этих организаций, так как являлся председателем правления Союза фотохудожников Прибайкалья. Кстати, мой земляк, известный поэт Евгений Евтушенко, также был в правлении.
Когда приехал в Чувашию, начал с журналистики. Заметил, что в республике спортивных газет практически нет. Я же считал, что нельзя обделять людей, занимающихся своим здоровьем, спортом. Кстати, в “Гранях” мы вместе с Валерием Мутрисковым начинали страницу “Спортивная жизнь”. Были у меня две полосы в “Молодежном курьере”, много публиковался в “Советской Чувашии”. Работал заместителем главного редактора в журнале “Здоровый образ жизни” (Чебоксары).
Первым опытом в издательской деятельности стала газета “Тайм-аут”. Четыре номера выпустил, почувствовал: дороговато. Я же не Абрамович. Пробовали издавать “Спортивную Чувашию”, но тоже понесли убытки.
Потом решил сам выступить в качестве учредителя, обратился к своим друзьям. И на протяжении почти четырех лет газета “Спортивный вестник Чувашии” выходит благодаря их материальной поддержке и спонсорам. Я сам, честно говоря, удивляюсь, что она столько держится. Читатели довольны: газета осве­щает все спортивные мероприятия в республике. Правда, болельщиков не так много, как, например, в Нижнем Новгороде или Ульяновске, потому “Вестник” и выходит не еженедельно, а два раза в месяц. Но я с оптимизмом смотрю вперед.
Считаю, “Спортивный вестник Чувашии” необходим, потому что республика спортивная. Жаль только, газету не поддер­живают, а ведь это государ­ственная задача — здоровье населения.
— У нее есть электронная версия?
— Есть сайт “sv21.net”. Он о спорте. Наверное, это первая и единственная подобная Интернет-версия в Чувашии кроме сайта Министерства по физиче­ской культуре, спорту и туризму ЧР.
— Виртуальный мир фотографии, к сожалению, доступен не всем. Организуете выставки своих работ?
— К 60-летию разгрома гитлеровской Германии в Великой Отечественной войне в галерее “Серебряный век” прошла моя выставка “Дух Победы”. На протяжении 20-25 лет я фиксировал на пленке один и тот же день — 9 Мая. И появился ряд интересных фотографий.
В Художественном музее в Чебоксарах состоялась выставка “Динамический аспект” из ста работ. Одна из последних моих экспозиций — “Пространство неизвестного”.
Сейчас в планах еще одна серия “Протест” (революционное бытие России). Четверть века снимал политическую (если так можно назвать) фотографию, которую не показывал никогда. Фотографировал для себя, а может, и для истории. Сейчас работаю над фотографическим проектом “Модификация увиденного”, куда включены разделы всего моего творчества.
— Вы начинали с черно-белой фотографии. Не ностальгируете по ней?
— Она сегодня — дорогое удовольствие. Галерея или какой-то коллекционер, конечно же, предпочтут купить черно-белые снимки, так как они хранятся более ста лет. Цветная фотография — для дома, семьи, иллюстрирования цветных журналов мод. А черно-белая — это классика. Она всегда содержательна, в ней присутствует момент истины, можно выделить главное.
Но мы дожили до того, что уже не умеем делать черно-белые снимки. В Москве остались единицы мастеров, которые могут напечатать их. Такая фотография стала элитной.
Меня поразил один фотограф, приехавший в Россию из Чехии снимать портреты. Печатал он их в своей стране, так как в наших фотомастерских не смогли подобрать формат, передать колорит, художественность, выразительность снимков.
Специалистов у нас немного. Так что приходится реагировать на реалии времени. Освоил компьютер, “Photoshop”, использую цифровые, пленочные, аналоговые технологии — словом, что есть под рукой. Я, как технарь, всю жизнь только и учусь. Появляется новый технологический процесс — быстро о нем все узнаю.
— Но и сами же учите. В фотошколе.
— Ну, это эксперимент на базе 20-й школы Новочебоксарска. Созрела идея создать в городе Центр современного визуального искусства и информационных технологий. Сейчас другое время. И если мы раньше не помышляли о том, что фотоаппарат может быть одновременно диктофоном, видеокамерой и компьютером, то сегодня это стало реальностью. У меня разработаны программы на десять факультативов, но нужны деньги.
На базе центра в течение шести месяцев слушатели уже прошли курс журналистики и современной фотографии. Некоторых наших выпускниц знают читатели “Граней”. Это Настя Григорьева и Марина Акимова. Они сотрудничали и с другими изданиями. Мы не ставили задачи сделать из них профессионалов, но результат превзошел наши ожидания. Мы помогли людям раскрыться. И пусть они не станут журналистами, но они получили знания, которые им пригодятся.
Сейчас мы намерены создать в Новочебоксарске фотопресс-клуб. Помещение уже подобрали. Можно будет там организовывать фотовыставки, встречаться, общаться.
— Создается впечатление, что качественная фотография умирает. Это так?
— В те времена, когда начались преобразования в России и в страну хлынул поток ино­странцев, я встречался с японцами. Меня интересовала их фотография. Показали газету формата А2, объемом более 60 страниц. В ней громадные цветные иллюстрации. Ни один текст не обошелся без фотографии. Я никогда не видел, чтобы в российской прессе рекламировали арбузы. А тут были. И не зная языка, понял, о чем речь. Все “прочитал” по фотографиям. Почему у нас нет таких изданий? Слабая школа фотожурналистики или у редакций нет технических возможностей?
Мечтал, что у нас такие же снимки появятся. Уже прошло лет пятнадцать, но ни одного подобного издания в России так и не увидел. Наверное, тому есть объяснение. Приличный объектив стоит 4-5 тысяч долларов плюс вспышка. Какая редакция может выложить такую сумму?
— Зато у нас столько фотолюбителей...
— Нашим до европейских или американских по оснащенности еще расти и расти. Мы на уровне “мыльницы”.
— Почему до сих пор в Новочебоксарске не было ваших выставок?
— Для Новочебоксарска сейчас готовлю серии работ, это будет выставка в новой версии, одним словом, премьера. Переговоры с директором музея состоялись.
— Расскажите, пожалуй­ста, о семье.
— У меня две дочери — Наташа и Алена. Обе учатся в школе № 20 и в школе искусств, отделение фортепиано. Старательные девочки, хорошо успевают в обеих школах. Жена Таисия — педагог, методист ПУ № 15. Всей семьей любим плавание, походы, поездки на море.
— Работу по дому делите на мужскую и женскую?
— Такого распределения нет. Я в свое время окончил с отличием военную школу поваров. Нет-нет да и приготовлю что-то дома. На свое 50-летие пиццу испек — пальчики оближешь.
Манную кашу для детей лучше меня никто не готовит. Запросто стряпаю булочки, кренделюшки. Так что есть у меня еще одна профессия.
Светлана ИСАЕВА.