Что изменится в России с 1 ноября 2024 года

К школе готов?

К школе готов? Круглый стол

К школе готов?

Наталия КолывановаК школе готов? Круглый стол

Наталия Колыванова

Светлана РодионоваК школе готов? Круглый стол

Светлана Родионова

Татьяна БезруковаК школе готов? Круглый стол

Татьяна Безрукова

Елена ДмитриеваК школе готов? Круглый стол

Елена Дмитриева

Оксана НикитинаК школе готов? Круглый стол

Оксана Никитина

Ольга ПашковскаяК школе готов? Круглый стол

Ольга Пашковская


0

Через три недели более 1500 (рекордное за последние годы число!) юных новочебоксарцев впервые сядут за школьные парты. Что определяет готовность ребенка к учебе в школе, как не подорвать мотивацию будущего школьника и где в городе помогут мамам и папам в вопросах воспитания и образования детей — эти и другие волнующие педагогов и родителей проблемы обсудили на кругом столе в нашей редакции.

В разговоре, состоявшемся по инициативе главного редактора газеты “Грани” Наталии Колывановой, приняли участие начальник отдела образования администрации г. Новочебоксарска Светлана Родионова, начальник отдела психолого-педагогического сопровождения образования Центра мониторинга образования Ольга Пашковская, заместитель директора школы № 5, учитель начальных классов Оксана Никитина, старший воспитатель детского сада № 45 Елена Дмитриева, педагог-психолог ДОУ № 11 Надежда Никифорова, воспитатель детсада № 27 Татьяна Безрукова. 


Н.Колыванова: Какие критерии готовности к первому классу школы определяет сегодня федеральный государственный образовательный стандарт?
С.Родионова: Готовность детей к школе зависит от многих факторов, в том числе от индивидуальных задатков ребенка и от того, какую совместную работу проделали родители и воспитатели, специалисты детских садов. Мы готовы учить всех детей, найти к каждому индивидуальный подход, помочь и словом, и делом.
Ребенок, поступающий в первый класс, может не уметь читать и считать, но он должен быть готов к тому, чтобы освоить эти навыки, то есть хорошо мыслить, иметь широкий кругозор, определенный запас знаний, представлений, умений. Если у ребенка сформирована пространственная ориентация, понятие числового ряда, если он соотносит число и цифру, знает буквы, складывает их в слоги, то это будет хорошим стартом для успешной учебы. Одно из главных требований касается речи, она должна быть сформирована по возрасту.

ГОВОРИТЬ ПРАВИЛЬНО 
Н.Колыванова:
Знаю, что в городе увеличилось количество речевых классов, так как в этом назрела необходимость. Какие рекомендации можно дать родителю, если его ребенок плохо говорит?
С.Родионова: Если ребенок не говорит в три года, надо срочно обращаться к специалистам, и начинать надо с невропатолога. Логопедические группы в детских садах доступны детям с 3-4 лет. Все проблемы решаемы, надо только вовремя обратить на них внимание. В 7-8 лет речь должна быть чистой по произношению, а также связной, ребенок должен иметь большой словарный запас. Чтение здесь выходит на первый план, мы не перестаем говорить, как полезно читать вместе с детьми, обсуждать прочитанную книгу или просмотренный фильм. Так мы развиваем детское мышление, помогаем понимать строение и правила родного языка.
Если все-таки не получилось решить речевые проблемы до школы, у нас есть классы для детей с задержкой в развитии речи. За счет небольшой наполняемости таких классов детям обеспечен индивидуальный подход педагога, с ними работает логопед, дефектолог, психолог. 
Т.Безрукова: Я наблюдаю, как иногда родители в разговоре со своими 2-3-летними детьми используют такие обозначения, как ляля, бибика и так далее. Стараемся объяснить, что с ребенком важно разговаривать правильно. 
С.Родионова: Такие слова — бибика, киса, ляля — тоже очень важны, но до 8-9 месяцев. 
Т.Безрукова: К сожалению, не всегда родители хотят слышать и принимать слова воспитателей о том, что есть какие-то нарушения в развитии их детей, даже не обращаются в поликлинику за консультацией. Единицы интересуются, забирая ребенка из детского сада, чем он занимался, что нового узнал. Чаще всего спрашивают только: “Что давали на обед?” 

Быть готовым учиться
О.Пашковская:
Надо просто быть внимательным к своему ребенку, его просьбам, жалобам, трудностям. И понимать, что интеллектуальная готовность к школе, на которой делают акцент родители, — это не только про умение читать и писать. Пусть ребенок не читает сам, но если он понимает тот текст, который ему читают вслух родители, может пересказать его, проанализировать, ответить на вопросы, он готов учиться.
Важный фактор — социальная готовность, потому что жизнь ребенка в школе полностью меняется, это касается и режима, и окружения, и меры ответственности. Не надо забывать и о физической составляющей: насколько ребенок здоров, готов ли осваивать школьную программу без приложения больших усилий. И конечно, мотивация. Оптимальный вариант, когда ребенок выбирает познавательный мотив: я хочу ходить в школу, потому что мне интересно научиться чему-то.
Е.Дмитриева: И все-таки дошкольное детство — самоценный период, базовый для любого человека. Нельзя это время целиком посвящать только подготовке к школе. Дошкольники должны много играть, потому что недоигравший первоклассник будет относиться к учебе как к игре. И играть с ребенком нужно в живые игры, а не заменять их общением с гаджетами. Надо стараться как можно больше времени посвящать ребенку: читать книги, обсуждать истории, учить его пересказывать тексты. Быть готовым к школе — это значит быть готовым учиться.


Самостоятельность с малых лет
Н.Колыванова:
Читаю требования ФГОС: ребенок должен уметь самостоятельно одеваться, завязывать шнурки, пользоваться ножницами, держать ручку, убирать постель, вытирать пыль, помочь накрыть на стол. Первоклассники, которые сегодня приходят в школу, могут все это делать?
С.Родионова: Когда родители первоклассников приходят в первые недели после начала учебы встречать детей из школы, можно часто увидеть такую картину: мамы и бабушки рвутся через турникеты, чтобы собрать ребенку ранец, одеть его, застегнуть на нем куртку. В такие моменты хочется предостеречь: это “удовольствие” может затянуться до выпускного класса. Формируйте у ребенка самостоятельность с малых лет, с детского сада. Здесь надо перестроиться самим родителям и понять, что школа подразумевает определенные рамки.
Журналист: Какие ожидания родителей первоклассников меньше всего связаны с реальностью?
О.Никитина: Когда родитель страдает гиперопекой и делает все за ребенка, он ожидает того же и от школьных учителей. Однажды бабушка одного из второклассников, который пришел домой без домашнего задания, заметила мне, что это упущение учителя, якобы он должен был проследить, записывает ученик задание в дневник или нет.
С.Родионова: Авторитет взрослого человека ни в коем случае нельзя подрывать в глазах детей. Если маме не понравилось, что ей сказал учитель, не надо комментировать свое состояние при ребенке. Уважение к старшим формируется в семье. Если этого нет, первоклассник не понимает, кто такой учитель, что нельзя во время урока достать булочку просто потому, что захотелось поесть, или выйти из класса без разрешения. А такое случается.

Ответственные родители
Н.Колыванова: Наметился тренд: одновременно со снижением требований к себе родители подняли уровень требований к детскому саду и школе, учитель и воспитатель нам должны. 
Е.Дмитриева: Кстати, наблюдая за детьми в группах детских садов, мы видим, что сюжетно-ролевая игра пропадает. Если дети играют в семью, то сюжет ее очень ограничен: папа сидит за компьютером или смотрит телевизор, а мама на кухне.
С.Родионова: Просто мы сейчас говорим о проблемах, но есть у нас и замечательные, грамотные, активные родители.
Журналист: Как вы относитесь к активно обсуждаемой идее запретить использование смартфонов в школах?
С.Родионова:
По этой теме высказывается много мнений. Обычно родители говорят о том, что хотят быть всегда на связи с детьми. Не секрет, что есть такие гаджеты, которые позволяют наблюдать за всем, что происходит в классе. Считаю, в таком тотальном онлайн-контроле нет ничего хорошего. Сегодня в школах соблюдены все меры безопасности, поэтому не вижу необходимости в гаджетах на уроке. Думаю, родители сами вскоре к этому решению придут и попросят школы ввести такие ограничения.
Н.Колыванова: Если возникает необходимость в консультации по вопросам воспитания и образования ребенка, куда родители могут обратиться?
О.Пашковская:
В Новочебоксарске реализуется региональный проект “Поддержка семей, имеющих детей”, большая роль в нем отводится развитию консультационных центров для родителей. Оказывается в них не только психологическая, но и педагогическая помощь. В городе работают 12 таких центров на базе детских дошкольных учреждений и один на базе Центра мониторинга образования. Подробная информация на сайте отдела образования и по телефону 73-88-76.
Журналист: Как за оставшиеся до 1 сентября три недели не уничтожить в ребенке мотивацию к учебе?
С.Родионова: Дать ребенку отдохнуть, поиграть, погулять, покататься вдоволь на велосипеде, измазаться в грязи. Дет­ство у ребенка должно быть. Не надо усаживать его за тетрадки со словами: “Тебе скоро в школу, давай занимайся”. Так мы убиваем любой интерес. 
 

НА ЗАМЕТКУ

Бесплатные консультационные центры для родителей:
• Центр мониторинга образования и психолого-педагогического сопровождения города Новочебоксарска (ул. Коммунистическая,  2, тел. 73-88-76);
• детский сад № 1 (ул. Советская, 57, тел. 76-27-06);
• детский сад № 10 (ул. Терешковой, 13, тел. 73-88-37);
• детский сад № 11 (ул. Советская, 10а, тел. 73-74-57);
• детский сад № 12 (ул. Советская, 32, тел. 73-01-63);
• детский сад № 16 (бульвар Зеленый, 10а, тел. 73-74-52);
• детский сад № 17 (ул. Советская, 31, тел. 73-05-49);
• детский сад № 25 ( ул. Советская, 38а, тел. 73-00-58);
• детский сад № 27 (ул. Парковая, 27, тел. 73-29-90);
• детский сад № 40 (ул. Строителей, 36, ул. Винокурова, 63, тел.: 77-32-70, 77-28-33, 77-24-94);
• детский сад № 43 (ул. Строителей, 28, тел. 77-29-66);
• детский сад № 47 (ул. 10-й пятилетки, 29, тел. 77-14-84);
• Центр развития ребенка — детский сад № 50 (ул. Воинов-интернационалистов, 37, тел. 77-36-41).

 

  • Krughlyi_stol.jpg
  • Наталия Колыванова
  • Светлана Родионова
  • Татьяна Безрукова
  • Елена Дмитриева
  • Оксана Никитина
  • Ольга Пашковская