Что изменится в России с 1 мая 2024 года

Не устраивает вояж? Звони на горячую линию

0

Лето, отпуска, народ устремился на отдых к морю, за рубеж. Путешествия не отменяются, несмотря ни на кризис, ни на извержение вулкана. Ведь если вояж по путевке, турфирма разделит с отпускником весь груз забот.
Российское законодательство по защите туристов одно из самых строгих в мире. Тем не менее не обходится без проб­лем. То гостиницу не ту предоставят, то не возвратят деньги за сорванный тур... Вопросов возникает так много, что российская общественная организация “Клуб защиты прав туриста” в рамках программы “Безопасный туризм” решила открыть с 1 июля круглосуточную горячую линию поддержки туристов и пассажиров. По телефону 8-800-250-68-60 можно получить квалифицированную юридическую консультацию, оставить жалобу на турфирму или перевозчика, получить информацию о действующих в регионе государственных органах и общественных организациях, занимающихся защитой прав потребителей. Звонок со стационарных и мобильных телефонов Российской Федерации бесплатный. А на сайте клуба www.turistprav.ru действует книга жалоб. И на основе отзывов туристов составляется народный рейтинг турагентств.
Позвонив по телефону горячей линии помощи туристам, поговорила с оператором. Звонков, пояснил он, много, в основном с Урала, из Москвы, Цент­ральной части России. Но из Чувашии не было ни одного. Проблемы у путешественников самые разные. В качестве примера консультант привел одну из последних жалоб.
Турист отказался от приобретенной путевки, но турагентство не возвращает деньги, спрашивал, что делать. Ему объяснили, что согласно ст. 32 Закона “О защите прав потребителей” расторгнуть договор можно в любой момент, уплатив исполнителю фактически понесенные, подтвержденные соответствующими платежными документами расходы. Посоветовали написать претензию, которую турагентство должно удовлетворить в течение 10 дней. Не вернут деньги — обращаться в суд.
Единственная в этом году жалоба по поводу туристических услуг, поступившая по телефону в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ЧР, тоже касалась невыплаченных за несостоявшееся путешествие денег. Житель республики пришел расторгать договор за семь дней до поездки. Фирма вернула ему сумму за тур, а компенсировать расходы на авиа­перелет отказалась, мотивируя тем, что билет был “невозвратный”.
Дело происходило в январе. А в апреле практика применения “невозвратных” билетов, то есть приобретаемых по более низкому, не подлежащему возврату тарифу, привлекла Федеральную антимонопольную службу России. ФАС сочла, что продажа их противоречит нормам Воздушного кодекса, который предоставляет пассажиру право отказаться от полета, уведомив об этом перевозчика не позднее чем за сутки, и получить обратно деньги. И запретила российским авиа­компаниям продажу “невозвратных” билетов. Кстати, при отказе от полета позднее чем за сутки пассажир также имеет право вернуть деньги, но с удержанием сбора, “размер которого не может превышать двадцати пяти процентов суммы, уплаченной за воздушную перевозку”.
В Управлении Роспотребнадзора по ЧР отметили, что туристические услуги в Чувашии стали качественнее. Массовые проверки 2007-2008 годов дали результат: туристические компании работают в строгом соответствии с Федеральным законом “Об основах туристской деятельности в РФ” и Правилами оказания услуг по реализации туристского продукта.
Во время проведенных в 2010 году плановых мероприятий по контролю (проверены четыре фирмы) не было ни одного замечания. То есть вывески соответствуют требованиям, информация о туроператоре предоставляется полная. И что важно, исчезла основная проблема прошлых лет: в заключаемых договорах нет пунктов, ущемляющих права потребителей. В частности, отменены штрафные санкции в случае расторжения договора по инициативе потребителя. Ведь, как уже писалось выше, если и должны взыскиваться суммы, то только по фактически понесенным расходам.