Майские праздники 2024: как отдыхаем и работаем?

Среда, равная для всех. Различные диагнозы не мешают особенным детям посещать детский сад

С первого взгляда ни за что не определишь, кто в группе особенный, а кто нет. Фото автораСреда, равная для всех. Различные диагнозы не мешают особенным детям посещать детский сад Инклюзивное образование

С первого взгляда ни за что не определишь, кто в группе особенный, а кто нет. Фото автора

Людмила МАРКЕЛОВА, методист отдела образования администрации г. АлатыряСреда, равная для всех. Различные диагнозы не мешают особенным детям посещать детский сад Инклюзивное образование

Людмила МАРКЕЛОВА, методист отдела образования администрации г. Алатыря

Среда, равная для всех. Различные диагнозы не мешают особенным детям посещать детский сад Инклюзивное образование

Среда, равная для всех. Различные диагнозы не мешают особенным детям посещать детский сад

Среда, равная для всех. Различные диагнозы не мешают особенным детям посещать детский сад Инклюзивное образование

Среда, равная для всех. Различные диагнозы не мешают особенным детям посещать детский сад

Среда, равная для всех. Различные диагнозы не мешают особенным детям посещать детский сад Инклюзивное образование

Среда, равная для всех. Различные диагнозы не мешают особенным детям посещать детский сад

Среда, равная для всех. Различные диагнозы не мешают особенным детям посещать детский сад Инклюзивное образование

Среда, равная для всех. Различные диагнозы не мешают особенным детям посещать детский сад

Среда, равная для всех. Различные диагнозы не мешают особенным детям посещать детский сад Инклюзивное образование

Среда, равная для всех. Различные диагнозы не мешают особенным детям посещать детский сад


0

Что такое инклюзивное образование? Заведующая детским садом № 12 “Золотой ключик” Гузель ИВАНОВА вспомнила случай из практики, когда мама-блондинка впервые привела в детский сад сына — кудрявого и черного как смола мальчишку.


Взгляд педагога
“В первые секунды я сама испытала шок от неожиданности, — рассказала заведующая. — Потом мы несколько недель боялись, что кто-то из детей в группе или родители что-то скажут про цвет кожи мальчика. А еще чуть погодя мы уже ничего не боялись. Вместе со всеми ребенок участвовал в подготовке к празднику 9 Мая, наряжался в военную форму советского образца и стал совсем своим”.
А случай этот Гузель Иванова рассказала как преамбулу к очень серьезному разговору. В Новочебоксарск приехали старшие воспитатели десяти детских садов Алатыря, чтобы познакомиться с системой работы коллег во всем, что касается инклюзии в дошкольном образовании. И повели их не куда-нибудь, а именно в “Золотой ключик”, казалось бы, в обычный детский сад, правда, имеющий уже семилетний опыт такой работы. Вот что об этом рассказала Гузель Мансуровна: “Инклюзивное образование — это про то, как постепенно ребенка включают в образовательный процесс, несмотря на его особенности. Наоборот, под его потребности подстраивается сама программа, система детского сада”.
Ситуации в инклюзивном образовании могут быть самые разные. Чаще всего они связаны с особенностями здоровья ребенка, но так бывает не всегда. Например, заведующая привела такой пример: малыш до недавнего времени воспитывался в англоязычной среде, но с недавних пор его основным языком общения стал русский. И это тоже требует особого подхода. Всего же детский сад № 12 сегодня посещают 14 особенных детей, и у шести из них диагнозы связаны с тяжелыми нарушениями речи.
Заведующая признает, что здание детского сада пока не приспособлено к условиям “доступной среды”: нет оборудованных поручней, санузлов, но “Золотой ключик” — первый в очереди на капитальный ремонт, и со временем условия будут созданы. Пока же в детском саду есть главное: подготовленные кадры и заинтересованный педагогический коллектив. Ну, а главным результатом Гузель Иванова считает то доверие, которое детскому саду оказывают родители.

  • Людмила МАРКЕЛОВА, методист отдела образования администрации г. Алатыря: 
    — В нашем городе нет специализированных детских садов или групп, и нам очень интересно было посмотреть, как в более крупном городе организована работа с особенными детьми. Причем в обычной группе обычного детского сада. Сегодня мы привезли старших воспитателей. Именно они разрабатывают программы и ведут методическое сопровождение педагогов дошкольного воспитания.


Взгляд семьи
Гостям детского сада № 12 воспитанники старшей группы “Синяя птица” показали спектакль по сказке Владимира Сутеева “Кто сказал мяу?”. По первому взгляду сказать, кто из детей не такой, как все, невозможно. Вы не сможете так же определить это, если увидите играющих на ковре мальчиков и девочек в групповом помещении. Только когда Ксюша (в сказке персонаж Мышка) заговорила, стало понятно, что это она. Впрочем, особенности своей речи ребенок не стесняется, а бабушка Елена Геннадьевна отмечает, что благодаря усилиям специалистов за два года речь внучки заметно улучшилась, и то, что она говорит, сейчас вполне понятно окружающим.
Я спросил Ксюшу, есть ли у нее в группе подружки. На это она ответила: “Все девочки — мои подружки”.
В семье Анны СЕМЕНОВОЙ другая ситуация. На спектакле она и ее дочь на руках были зрителями. В детский сад приходят ради общения. Реакцию девочки мама считывает по интонации, по жестам. Говорит, что от сказки ребенок в восторге.       

Вместо послесловия

Любой ли ребенок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) может попасть в общеразвивающую группу детского сада и посещать ее наряду с другими детьми, не имеющими таких ограничений?
Отвечая на этот вопрос, руководитель группы дошкольного воспитания Центра мониторинга образования Новочебоксарска Марина ВОЛКОВА обратила внимание, что помимо желания родителей важно еще и наличие необходимых кадров: учителя-дефектолога, логопеда, если речь идет о нарушениях речи, психолога, возможно, другого специалиста. Всего же в Новочебоксарске сейчас 51 ребенок с ОВЗ посещает обычную группу детского сада.

  • С первого взгляда ни за что не определишь, кто в группе особенный, а кто нет. Фото автора
  • Людмила МАРКЕЛОВА, методист отдела образования администрации г. Алатыря
  • photo_12_2022-12-05_15-11-38.jpg
  • photo_29_2022-12-05_15-11-38.jpg
  • photo_15_2022-12-05_15-11-38.jpg
  • photo_22_2022-12-05_15-11-38.jpg
  • photo_18_2022-12-05_15-11-38.jpg