Что изменится в России с 1 мая 2024 года

Жилье по социальному найму учителям и выговор нерадивым ученикам

0

Читаем ФЗ “Об образовании в РФ”...

1 сентября вступает в силу новый Федеральный закон “Об образовании в РФ”. Мы уже писали о предыс­тории его принятия, изменениях, которые коснутся школ и учреждений профессионального образования (“Пойдем по компасу”, “Грани” за 5 марта 2011 года). Остановимся на некоторых статьях закона.

Грядет ли платное образование?
Еще в 2011 году в Интернете активно распространялась “страшилка” о том, что вскоре среднее образование в России станет платным. Дескать, школы и детсады будут переведены на самоокупаемость. Связывали эту “новость” с принятием Федерального закона № 83, дававшего возможность госучреждениям, в том числе и школам, становиться автономными, а значит, более самостоятельными в распоряжении средствами, которые выделяет государство. Кроме того, автономные учреждения на вполне законных основаниях теперь могли получать внебюджетный доход. Спустя пару лет мы видим, что школы платными из-за этого не стали.
Некоторое время спустя авторы этой дезинформации реанимировали старое пугало, но теперь стали связывать введение платного образования с принятием нового Закона “Об образовании в РФ”. Однако в нем нет ничего про самоокупаемость. Зато, в частности, пункт 3 статьи 5 гласит: “В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые”.
Структура системы образования
Изменения коснулись в основном профессионального образования. В законе предусмотрено получение среднего профессионального и высшего образования. Начальное же (училища) включено в систему среднего. Такие учреждения смогут готовить как квалифицированных рабочих, так и специалистов среднего звена.
Вводится новый термин “образовательная организация” (соответственно, дошкольная, общеобразовательная, профессиональная или высшего образования).
Информационная открытость
В статье 29 закона дается подробный перечень информации и документов, копии которых должны быть размещены на официальном сайте образовательной организации и в других открытых источниках. Например, сведения о руководителе, его заместителях, о персональном составе педагогических работников с указанием уровня образования, квалификации и опыта работы, о трудоустройстве выпускников. Полный список весьма обширен.
Бесплатные учебники
Согласно статье 35 ФЗ тем, кто учится за счет бюджетных средств (федерального, регионального либо местного бюджета) и осваивает программу в пределах ФГОС (федеральных государственных образовательных стандартов), на время учебы должны бесплатно предоставлять учебники и учебные пособия (также в рамках ФГОС), а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания. Средства на приобретение всего перечисленного должны быть получены за счет ассигнований из бюджетов всех уровней.
Дисциплинарное взыскание
Закон устанавливает такой термин, как “дисцип­линарное взыскание”. Оно не применяется к дошкольникам, учащимся начальных классов, а также к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости).  С 15 лет возможно и исключение из школы.
***
В одном материале невозможно отразить все заслуживающие внимания положения ФЗ “Об образовании в РФ”. Ознакомиться с  полным текстом закона можно, к примеру, здесь: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html.

…и Закон ЧР “Об образовании в Чувашской Республике”

Республиканскому закону был посвящен брифинг министра образования и молодежной политики Чувашии Владимира Иванова, состоявшийся позавчера в его рабочем кабинете.

“Республиканский закон, с одной стороны, не является калькой федерального, с другой, не может быть рассмотрен в отрыве от него, — подчеркнул В.Иванов. — Это своего рода продолжение, расширяющее и детализирующее некоторые моменты на территории Чувашской Республики. Кроме того, следует понимать, что отношения участников образовательного процесса регулируются не только законом, но и подзаконными актами. Это живой законо­творческий процесс...”.
Какие же положения отражены в республиканском законе? Новшества есть на каждом образовательном уровне, остановимся лишь на школьном.
Введение единой формы предусмотрено с 1 сентября 2013 года. Впрочем, единой она будет лишь для учащихся одного учебного заведения. Требования к одежде ребят (общий вид, цвет, фасон) устанавливаются локальным нормативным актом школы по согласованию с советом учащихся и советом родителей (законных представителей) учеников.
Некоторые журналисты усомнились, что уже 1 сентября все школьники придут в одежде единого образца. На это В.Иванов ответил, что трагедии в этом не видит. Внедрение формы можно проводить по­этапно. На сегодняшний день более половины школ Чувашии для своих обучающихся ее уже установили.
В.Иванов заметил, что в Чувашии уже в сентябре 2013 года учащиеся всех классов с 1 по 11-й будут обеспечены бесплатными учебниками. На это направлены свыше 200 млн. рублей.
Что касается учебных пособий (в нынешнем году родители покупали рабочие тетради на собственные деньги), то этот вопрос будут решать в последующие годы.  
Вводится понятие малокомплектной школы. Финансировать такие станут вне зависимости от количества учеников.
Отдельный блок — меры социальной поддержки педагогов. Во многом они были прописаны и в старом (действующем до 31 августа 2013 года) законе. Новшество — учителям, нуждающимся в улучшении жилищных условий, предоставляется право вне очереди получить жилье по договорам социального найма. Правда, министр сообщил, что механизм реализации данной нормы закона еще предстоит разработать.

Комментарий

Александр Осокин, директор школы № 19 Новочебоксарска:
— Обратил внимание, что в республиканском законе изменился статус молодого специалиста. Им теперь считается выпускник вуза не старше 35 лет, принятый на работу в течение трех лет после окончания учебного заведения (ранее непосредственно по окончании учебы). То есть человек может не сразу пойти работать в школу, попробовать себя в другом месте. С одной стороны, у него появилось больше прав. С другой, доверия к такому учителю у работодателя все же меньше.