Что изменится в России с 1 ноября 2024 года

Открылась выставка "Живопись Ван Дейка"

0
Вход: 
Вход свободный.

В наши дни невозможно представить живопись без портретного жанра, хранящего память о человеке и его эпохе на долгие века. Но было время, когда портрет считался лишь упражнением для развития наблюдательности, а художников ценили, прежде всего, за религиозные и мифологические работы. Первый мастер, прославившийся именно благодаря портретному жанру и поднявший его на невиданную высоту, - Антонис Ван Дейк, один из величайших фламандских живописцев XVII века. Его влияние на более поздних портретистов огромно: если бы он не вдохновил целое поколение последователей, многие таланты так и остались бы нераскрытыми.
В культурно-выставочном центре "Радуга" открылась новая экспозиция "Живопись Ван Дейка", которая знакомит с лучшими работами этого утонченного художника. Его произведения - пример большого такта и благородства: не изменяя портретному сходству, Ван Дейк умел каждого человека показать привлекательным и вызывающим уважение.
Антонис ван Дейк родился 22 марта 1599 года в Антверпене и был седьмым ребенком в семье преуспевающего голландского шелкового купца Франца ван Дейка. В возрасте 10 лет его отдали учиться у известного антверпенского художника Хенрика ван Балена, однако вскоре Ван Дейк попал под влияние творчества Рубенса, властвовавшего в те годы в художественных кругах города. В феврале 1618 году Ван Дейк был объявлен главой гильдии Антверпена. Примерно в то же время он становится частым гостем студии Рубенса, причем через пару лет его работы воспринимают уже не как ученика Рубенса, а как коллегу мастера. Естественно, Рубенс испытывал определенную ревность по поводу успеха ученика, тем не менее, он написал ему благоприятное рекомендательное письмо для первого путешествия в Англию в 1620-21 годах.
Пребывание при дворе Якова I было коротким - всего 4 месяца, - но важным для художника: увидев в коллекции короля шедевры итальянского Возрождения, Ван Дейк осознает необходимость посещения Италии. Одна из немногих картин, написанных в это время в Англии, - романтичный "Портрет сэра Джорджа Виллерса с женой Катриной Маннерс в образе Венеры и Адониса". В этом портрете перед нами предстает будущий герцог Букингемский, знаменитый герой романов Дюма, считавшийся одним из красивейших мужчин своего времени.
В Италии, где Ван Дейк прожил почти 6 лет, сложился аристократический стиль его живописи. Позаимствовав у венецианцев яркий золотистый колорит, он создает великолепные парадные портреты, в которых роскошь сочетается с изысканностью ("Портрет маркизы Балби", "Дети Балби").
Второй приезд в Англию в 1632 году обозначил пик творческой активности Ван Дейка: он назначен придворным художником короля Англии Карла I и получает рыцарский титул. Художник жил в Лондоне почти до конца своих дней и в лице образованного мецената Карла I, а вслед за ним и английского знати нашел себе благодарных заказчиков, прославив их и свое имя великим искусством. В его портретах запечатлены последние годы роскоши и величия английской монархии перед Революцией, которая привела короля на эшафот. Ван Дейк, умерший от болезни в возрасте всего лишь 42-х лет, не застал этого.
Художник писал короля 35 раз, столько же - королеву. В "Радуге" представлен "Портрет короля Карла I на охоте". Приемы внешней репрезентации здесь смягчены, истолкованы в интимном плане, что, однако, не идет в ущерб представительности модели. Любимую супругу Карла I можно увидеть в картине "Королева Генриетта-Мария с Джефри Гудзоном и Эйпа": она показана вместе со своим шутом, а обезьянка является данью моде на экзотику. Пленительный "Портрет пяти старших детей Карла I" демонстрирует замечательное мастерство, с каким Ван Дейк умел показать трогательную детскую невинность.
При жизни живописец снискал себе славу не только портретиста, но и блестящего исполнителя религиозных полотен. В "Радуге" выставлены такие шедевры, как "Моисей и медный змий", "Святая Розалия ходатайствует за пораженных чумой в Палермо", "Воскресение Христа". Самая драматичная и экспрессивная картина Ван Дейка на библейский сюжет - "Предательство" ("Поцелуй Иуды"). Это произведение пользовалось таким успехом, что художник создал три авторских варианта, один из которых был приобретен Рубенсом, что говорит о высокой оценке им творчества ученика.
Еще одну тему в творчестве Ван Дейка составляют мифологические сцены. Картина "Ринальдо и Армида" была заказана для Карла I и еще до приезда художника в Англию принесла ему успех при английском дворе.
До последних дней жизни Ван Дейк оставался неутомимым тружеником, за неделю заканчивал большое произведение. Но на всех он производил очень светское впечатление: обладал "благородством внешности" и "манерами дворянина". Именно таким он предстает и на знаменитом "Автопортрете" 1623 года.
Выставка продлится до 30 сентября 2010. Вход свободный.
 

В Контакте