Что изменится в России с 1 ноября 2024 года

Блоги: В России обсуждают государственную политику в области культуры

0
Обсуждаем Основы государственной культурной политики

Оказывается, в России до сентября ведётся обсуждение проекта "Основ государственной культурной политики"!

А здесь можно прочитать авторские комментарии к публикации проекта.

Может, atner и aofedorov об этом проекте уже успели написать, а я из-за глюков нового интерфейса ЖЖ не заметил?
Так или иначе, документ весьма примечательный!

Про живопись Азата Сафина
Азат Сафин. Лес, 1996, к.,м.,39x29 (см. подробнее про художника)


Не буду здесь цитировать документ полностью или делать его дайджест. В конце концов, каждому его необходимо прочитать внимательно!

Но отдельные важные места отмечу.

III. Стратегические задачи государственной культурной политики
3. Поддержка отечественной литературы, возрождение интереса к чтению, создание условий для развития книгоиздания, обеспечение доступа граждан к произведениям русской классической и современной литературы, произведениям литературы на языках народов России.

Ну, здесь всё очевидно. А вот дальше важное:

4. Поддержка и развитие благоприятной для становления личности информационной среды.
В контексте государственной культурной политики под информационной средой понимается вся совокупность средств массовой информации, радио- и телевещание, сеть Интернет, распространяемые с их помощью текстовые и визуальные материалы, информация, а также созданные и создаваемые цифровые архивы, библиотеки, оцифрованные музейные фонды...

Необходимо найти эффективные формы и средства повышения качества материалов в Интернете. В бумажную эпоху число людей - самых умных, образованных, компетентных, которые писали статьи и книги, - было ограничено. Их тексты подвергались профессиональной оценке, выверялись на предмет актуальности, качества содержания, языка, полезности, необходимости, и эксперты определяли, каким тиражом выпускать тот или иной труд и где его распространять. Всегда было известно, кто несёт ответственность за конкретный текст, даже если автор писал под псевдонимом.
Сегодня в киберпространстве все, кто имеет доступ к компьютеру и Интернету, что-то создают и распространяют вне зависимости от образования, кругозора, жизненного опыта, знания предмета, психического здоровья и их истинных намерений. В результате информационное пространство загрязнено, и воздействие на нас этих загрязнений пока ещё плохо осознаётся, но их уже можно сравнивать с загрязнением воздуха, которым мы дышим, и воды, которую мы пьем. В этих условиях медийно-информационная грамотность населения становится одним из важнейших факторов общественного развития. Медийная и информационная грамотность состоит из знаний, способностей и совокупностей навыков, необходимых для понимания того, какая требуется информация и когда; где и каким образом получить эту информацию; как объективно ее оценивать и организовывать; и как этично использовать. Она предполагает обучение, критическое мышление и поведенческие навыки в пределах и вне профессиональных и образовательных границ и включает в себя все типы информационных ресурсов: устных, печатных и цифровых.


Дружно вспоминаем мои посты про засилье демагогии в обществе, про информационную агрессию и про то, что делать:
 • Власть определилась - обсуждение закрыто, цензура наступает!
 • Зимнее время и часовые пояса. Как демагоги используют блогеров
 • Встреча Крыма vs. тотальное холуйство
 • Про журналистов и блогеров, День печати и МГУ (здесь все ссылки местных обсуждений по теме журналист vs. блогер)
 • Кому нужна публицистика?
 • Блогеры и гражданское общество. Немного футурологии


К числу задач государственной культурной политики относится и работа по созданию государственной программы сохранения электронной информации, а то сегодня этим озабочен только Гугл (правда, у нас есть СОРМ, но он решает другие задачи ;) ).

Высокий уровень современного профессионального искусства в России достижим только при постоянной государственной и общественной поддержке. Особенно такая поддержка важна для создателей современных произведений литературы, музыки, изобразительного искусства, драматургии. Ценность даже гениального произведения в момент его создания неочевидна, но погубленный безразличием талант - это не только личная драма, но и серьезный удар по национальной культуре в целом. Существовавшие в советское время формы поддержки профессионального творчества в современных условиях воспроизведены быть не могут, поэтому задачей государственной культурной политики должно быть создание такой системы выявления и поддержки талантливых художников, которая бы позволяла постоянно наращивать творческий потенциал нации.

И это правильно!

7. Поддержка существующих и вновь создаваемых институтов и общественных инициатив, связанных с различными видами культурной деятельности...
Главное в решении этой задачи - это изменение представлений органов власти и граждан о том, что культурная деятельность является сферой услуг (!!!), и ее организация и оценка принципиально не отличается от организации и оценки деятельности, например, бань, прачечных, собесов или почты.
Если применять термин "услуги", то классические учреждения культуры оказывают обществу услуги, сравнимые с услугами армии, защищающей жизнь граждан и безопасность страны, или самого правительства, оказывающего обществу услуги по управлению функционированием государства.
...
8. Практическое обеспечение равных прав граждан на доступ к культурным ценностям, на свободное творчество, занятие культурной деятельностью, на пользование учреждениями и благами культуры... Появившиеся в последние годы представления о том, что эту проблему можно в полной мере решить, организовав "удаленный доступ" к культурным ценностям посредством сети Интернет, являются не более чем заблуждением.
...
9. Создание условий для формирования эстетически ценной архитектурной и иной предметной среды.
Около 74% населения России проживает в городах, и окружающей средой для этих 108 миллионов российских граждан являются улицы их родного города, интерьеры общественных зданий, жилищ, учебных заведений. Архитектурная и предметная среда, в которой формируется и живет человек, оказывает влияние не только на его психологическое состояние или работоспособность, ... но и на самый характер мировосприятия. (привет Хосе Асебильо, который предлагает сделать агрессивную визуальную среду на Заливе и Театральной площади!)

Задачей государственной культурной политики должно стать восстановление доказавшей свою эффективность системы ранней подготовки профессиональных творческих кадров. В тех случаях, когда эта задача вступает в противоречие с требованиями системы общего образования, корректировать необходимо именно правила организации общего образования (!!!)


Ну и в заключение замечательное:

Достижение поставленных в Основах государственной культурной политики целей и успешное решение сформулированных задач невозможно в рамках существующей системы государственного управления. Необходима достаточно глубокая реформа этой системы, в процессе которой она должна быть сущностно перенастроена на иные приоритеты, в основу оценки ее эффективности должны быть положены иные - ориентированные на приоритеты культурной политики показатели. Должен появиться и субъект вырабатывающий, координирующий, корректирующий государственную культурную политику, обладающий достаточными правами для преодоления барьеров межведомственного и межрегионального уровня, необходимыми кадровыми и финансовыми ресурсами.

Вот так как-то.
Сравните с моими Тезисами о развитии системы образования!

http://alexey-donskoy.livejournal.com/117249.html