9 мая - День Великой Победы

Что изменится в России с 1 мая 2024 года

Иосиф Винокур: "Община живет дружно"

13.10.2013
1

Еврейская национально-­культурная автономия г. Чебоксары отметила 20­-летие со дня образования. Рассказывая о пройденном, о сегодняшних и будущих задачах, председатель общины Иосиф Лазаревич Винокур подчеркивает, что «главное – жить в мире и дружбе, уважать народ, на чьей земле живешь».
– Творите добро тому городу, в котором живете?
– Да. На этой простой истине должна строиться деятельность любой национально­культурной автономии.
– Иосиф Лазаревич, у евреев есть какие-­нибудь принципиальные отличия от других национальных сообществ?
– У всех национальностей есть свои уникальные особенности. Потому что у всех разная история зарождения и развития. Эти нюансы влияют на национальное самосознание, традиции и обычаи. В этом нет ничего плохого, наоборот, хорошо, что мы все такие разные и вместе с тем уважающие друг друга. У каждого есть возможность почерпнуть что-­то новое из чужой культуры, стать духовно обогащенным человеком. Еврейская религия и традиции – одни из наиболее древних, но мы с уважением относимся ко всем религиям.
– А какие цели преследовались при создании вашей организации?
– Цели самые простые: собрать, познакомить и сказать, что не стоит стесняться того, что ты еврей. Понимаете, многие наши сородичи не знали друг друга, хотя долгие годы жили рядом в одной республике и даже в одном городе. И когда узнавали, что есть такая организация, многие были рады познакомиться и пообщаться.

Иосиф Лазаревич ВИНОКУР
Родился 2 мая 1931 года в Белоруссии. Детство и юность прошли в Пензе, куда семья переехала в 1934 году, когда умер отец.
В 1955 году по окончании строительного факультета Пензенского индустриального института был направлен в Чебоксары. Трудовую деятельность начал мастером в СУ­1 треста № 123. С 1960 года работал главным инженером СУ­43 треста № 4, с 1967­го – главным инженером СМУ­101, с 1983­го до выхода на пенсию (1991 г.) – начальником производственного отдела ДСК. Под его руководством построены цех № 10 электроаппаратного завода, несколько цехов химкомбината, сталелитейный комплекс агрегатного завода и множество жилых домов. Рационализатор, имеет более 50 авторских свидетельств и немало наград за свой плодотворный труд.
Вместе с супругой Марией Александровной воспитали дочь и сына. Галина окончила Казанскую консерваторию и работает преподавателем по классу фортепьяно в музыкальном училище г. Чебоксары, Леонид – врач, работает завотделением в роддоме г. Новочебоксарска.
С 1999 года возглавляет Чебоксарскую городскую национально­культурную автономию «Еврейская община».

Инициатором создания Еврейского культурного центра (первоначально так называлась наша общественная организация) была Светлана Николаевна Насекина. Базировался он, как и другие национальные общественные организации, во Дворце культуры им. П.П. Хузангая. Там мы и начали знакомиться с историей, традициями и обычаями своего народа, изучать язык. К сожалению, среди нас было мало тех, кто его знал. Вовсе не владела языком молодежь, в основном родившаяся и выросшая в смешанных семьях.
Мы открыли воскресную школу, где детей от 6 до 12 лет учили истории и традициям, музыке и танцам, а также языку. Занятия по ивриту посещали и взрослые, в основном те, кто собирался выехать в Израиль. Работал студенческий клуб «Шалом»…
– Для молодежи скорее характерно объединяться по вкусам, стилям и интересам, чем по национальному признаку. Не является ли искусственное создание национальных организаций как раз тем базисом, который разъединяет?
– История нашего народа – одна из трагичных в истории человечества. Но мы смогли пройти через все и сохраниться. А теперь мы сталкиваемся с другой проблемой – наш народ начинает рассеиваться. Причем эта проблема касается не только евреев. Так работают механизмы глобализации, которые, стирая границы и увеличивая миграцию, разрушают вековые традиции, религиозные и национальные особенности, уничтожают национальную культуру. Ассимиляция ведет к исчезновению наций, народов.
Но гораздо страшнее та ассимиляция, которая происходит в головах молодежи, когда теряются обычаи, забываются традиционные праздники. Любой человек в любой точке мира скажет, что нельзя забывать своих родителей и делать вид, что их не существует. Это страшный грех. А народ это не просто семья – это род на долгие столетия в глубь истории. Наши корни, наш исток. И есть только один путь – это формирование уважения и любви к себе и своему народу. И важно дать право на это каждому.
– Как давно евреи живут на территории нашей республики? Сколько их сегодня?
– По архивным документам, буквально несколько человек, промышляющих торговлей зерном, поселились в Чебоксарах в 1890 году. Больше их, по­видимому, было в Алатыре. Так, по данным переписи 1925 года, там проживало 270 евреев. Немало моих соплеменников приехало сюда во время Великой Отечественной (наш народ не устает благодарить чувашей за приют и тепло), а затем – по направлению на заводы и предприятия по окончании учебных заведений. Для многих из них Чувашия стала второй родиной. Кстати, я и сам приехал в Чебоксары в 1955 году после окончания института.
Сегодня, думаю, в республике проживает не более 200 человек. Хотя тех, у кого есть еврейские корни, наверное, в разы больше. Просто они не знают об этом или принципиально не признают… Сказались на диаспоре и массовый выезд, и естественная убыль…
– Есть ли в Чувашии представители еврейской национальности, которыми вы гордитесь?
– Множество талантливых людей, знакомством с которыми я горжусь, – инженеры, строители, врачи, учителя, музыканты. Есть книга, которая так и называется «Евреи Чувашии», где рассказывается об их заслугах и вкладе в развитие промышленности, индустрии, культуры, медицины, науки и просвещения Чувашской Республики.
– Иосиф Лазаревич, насколько известно, в Чебоксарах существуют две организации – еврейская национально­культурная автономия и еврейская община. Чем они отличаются?
– Автономия объединяет национальность – еврейскую, немецкую, азербайджанскую и т.д. Нужна она и для сохранения культуры и языка, и для совместного решения общих проблем. Община – это не религиозное объединение (создано в 1999 году), а первая, можно сказать, светская организация. По большому счету, кардинальных отличий в деятельности нет – в обеих пытаемся побудить людей вспомнить, кто они и откуда.
У евреев традиция и история неотделимы от религии. Наша Библия – Тора – это не просто свод правил жизни, но и рассказ о том, как наш народ стремился к сохранению своей веры, своих моральных и нравственных ценностей, своей души, своей самостоятельности. В задачи нашей религии не входит сделать всех людей иудеями, мы хотим вернуть к вере людей еврейского происхождения. В общине читаем Тору, встречаем Шабат – традиционный еврейский праздник, отмечаемый каждую субботу…
– Какие взаимоотношения у автономии с представителями других национальностей?
– Дружим со всеми. Проводим совместные мероприятия: «круглые столы», фестивали, праздники. Всегда приглашаем на наши Рош­а­Шану (еврейский Новый год), Хануку (праздник света), Пейсах (праздник свободы, радости, весны). За одним столом у нас собираются евреи, татары, чуваши, русские, армяне и многие другие. Общаясь, мы на деле выстраиваем ту самую толерантность, о которой все так любят сейчас говорить.
– Люди уезжают, молодежь отказывается от национальной идентичности. Нет ли риска, что в автономии просто не останется людей?
– Есть. Но, думаю, для того, чтобы она перестала существовать, должно пройти немало времени. К тому же сейчас модно изучать свои корни, свою историю. Возможно, автономия сохранится не в той форме, в какой существует сейчас, но, в любом случае, мы будем работать до последнего человека, который будет считать себя евреем.

Источник