Кому выгодно уничтожение бумажной книги?
Каждый раз, когда я спрашиваю кого-либо в личной беседе о личном выборе – бумага или электронная читалка, то убедительнее всех оказываются любители бумажных изданий. Доводы, безусловно, веские – “запах новой книги”, “ощущение структуры бумаги”, “привычность перелистывания страниц” и т.д.
Приверженцы же чтения в электронном виде аргументируют свой выбор компактностью (не нужно брать с собой тяжелые книги в дорогу), все книги под рукой (если одну читать не хочется – можно начать другую, и так до бесконечности, потому что в разное время – разный настрой), удобной структурой и навигацией (не нужно искать по всей полке нужную книгу, все в каталогах и по алфавиту), стоимостью (электронные книги в 2-3 раза дешевле), удобным поиском по книге (бывает, когда надо найти какую-то конкретную мысль, но не помнишь, в какой это было главе).
Но существует мысль, что бумажная книга становится потенциальной угрозой для глобальных правящих элит – и поэтому она планомерно исключается из экономики. Издание и продажа книги становится максимально невыгодным, что уже полным ходом происходит сегодня. Инициируются кампании по изъятию книг и замене их цифровой версией, как на уровне публичного доступа (библиотеки, книжные магазины (количество книжных магазинов в России приблизилось к 1913 году), так и на уровне личного использования.
Есть мысль, что методичная оцифровка означает вовсе не доступность информации, а доступность мониторинга и контроля над ней.
Влияние бумажной книги по сравнению с новыми медиа тает на глазах. Но именно поэтому она перестает замечаться правящими элитами – книга выпадает из мониторингов власти. Эксперты и публицисты уже сегодня в бумажных книгах высказываются гораздо свободнее, чем могут позволить это в СМИ. Книга становится альтернативным и плохо контролируемым, пусть уже и не массовым, но по-прежнему влиятельным каналом коммуникации.
Сохранение знаний в цифровом виде может быть фальсифицировано и правиться (аналогично «Википедии») значительно легче, быстрее и незаметнее, чем те же манипуляции с печатным текстом. Цифра окончательно добьет книгу, как это уже произошло, например, с энциклопедией «Британника», вышедшее в 2010 году издание которой будет последним, теперь энциклопедий доступна лишь на электронных носителях.
Считается, что только бумажная книга может противостоять так называемому «клиповому сознанию» через вдумчивое чтение. Ведь длинные и осмысленные тексты уже планомерно заменяются короткими сообщениями (вполне возможно, что модель «Твиттера» с принудительным ограничением текста будет распространена на все сервисы и системы управления сайтами). Медиа-бизнес прямо заявляет о необходимости сокращения и упрощения текста, его «мультимедизации» (читать подробнее).
А вы как считаете, каково будущее бумажной книги?
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправить комментарий.
- версия для печати
Похожие публикации
- Кабмин Чувашии поддержал проект постановления, направленный на повышение качества изданий социально значимой литературы
- Роман Льва Толстого признан одним из лучших в истории мировой литературы
- Одну из улиц Нью-Йорка назовут именем Довлатова
- Евгения Басова, писательница из Чебоксар. Новая повесть "Звери из детства"
- Новая книга землячки вышла в Санкт-Петербурге
- Глава Марий Эл Леонид Маркелов. Новые стихи