Что изменится в России с 1 ноября 2024 года

Открытие с фугой

0

Все же оргАн, хоть и электронный, покупали не зря. На открытии сезона лишний билетик спрашивали уже на подходах к филармонии. Такого количества народа я не припомню с тех пор, как несколько деревень сразу приехали на сборный концерт чувашской эстрады, а мы с подругой как раз пробегали мимо филармонии по пути на залив и сгоряча даже подумали, что случился пожар. Но то эстрада, а это концерт с участием короля инструментов.

Аншлаг хорош всем. И все же у него есть свои минусы.

Первый. Случайная публика, забежавшая в зал с потоком меломанов, почему-то начинает покидать его обычно в самые прекрасные моменты концерта. Вот и в этот раз, стайки девушек поползли к выходу на самой красивой ноте Страстей по Матфею, а именно на «Будь милостив, мой Бог, В слезах мое моленье!». Хотя, справедливости ради, надо сказать, что это было уже во втором отделении концерта. И могло случиться не тольок по причине усталости девушек, но и по причине невыносимой духоты в старом здании. А это плавный переход ко второму минусу.

Второй. Открытие сезона показало, что аншлаги для нашей филармонии, что так и работает в дышащем на ладан здании бывшего дома политпросвещения, могут быть просто опасны для жизни. Уже через полчаса концерта в битковом зале стало буквально нечем дышать. Но если в зале в темноте и не в обиде, то каково артистам на сцене? Знакомый певец рассказал, что как только он вышел под софиты в этой духоте, то сразу покрылся липким потом. Одна хористка вообще упала в обморок и ее унесли на воздух. Говорят, это уже не первый случай. Второй. Хотя по тому, как ловко и почти незаметно для течения концерта мужчины-хористы переместили коллегу за кулисы, можно было подумать, что капелла уже проходила на этот счет боевые учения.

И все же героическими усилиями концерт состоялся и прошел вполне успешно. И открылся сезон с новым оргАном как и положено – Токкатой и фугой ре-минор Баха, самым известным и исполняемым произведением для этого инструмента, практически синонимом оргАна. И показать, как это должно звучать, пригласили из Казани не кого-нибудь, а Рубена Абдуллина, профессора, подготовившего множество известных в стране органистов, музыканта, олицетворяющего казанскую органную школу. Нашу пока еще единственную органистку Ирину Баженову, тоже он выучил.

В адажио Альбинони (еще одна мега-популярная классика), в отличие от презентации инструмента, где оргАн выступил как-то одиноко, ему помог оркестр академической капеллы. И король инструментов показал себя деликатным, внимательным и даже заботливым. Не лез на первый план, звучал устойчивой основой, будто по-отечески обнимал все остальные инструменты.

В «Страстях по Матфею» солировала уже Ирина Баженова. Но здесь инструмент тоже был не на первых ролях, давая высказаться хору, оркестру и солистам. Зрители, просидевшие в музыкальном оцепенении два с половиной часа, даже говорили на выходе, что было «было мало оргАна». Ненасытные).

Рита Кириллова