В Чувашском государственном театре оперы и балета пройдет Фестиваль чувашской музыки
О богатстве музыкальной культуры нашего края можно говорить бесконечно. Масштабные симфонические полотна и инструментальные пьесы, камерная вокальная лирика и колоритные народные песни, самобытные оперы и балеты... Для того, чтобы почувствовать дыхание родной республики, нужно совсем немного - отложить будничные дела, взять с собой друзей и прийти в Чувашский государственный театр оперы и балета на Фестиваль чувашской музыки, который пройдет с 7 по 12 февраля. Знаменательно, что все спектакли, представленные в эти вечера, поддержаны Грантами Главы Чувашии. Также впервые в истории фестиваля в театре будет проведен форум, посвященный актуальным проблемам современной композиторской школы республики. Предлагаем вам поближе познакомиться с программой фестиваля.
7 февраля
«Шывармань» с успехом преодолела испытание временем (новые постановки оперы появлялись в 1981, 1987 годах). Легендарный спектакль был даже показан в оперной студии Ленинградской консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова (1989) и в Московском театре оперетты (1990).
...Перед красавицей Сарби поставлен жестокий выбор: выйти замуж за жадного, ненавистного богача Арлана или стать жертвой богов. Ее возлюбленный Атнер пытается спасти девушку, но ему не побороть властного соперника. Помочь здесь способны только сила духа и... водяная мельница (именно так переводится слово «шывармань»), символизирующая солнечный круг, и подобно талисману хранящая покой чувашского народа...
Символично, что премьерой этого спектакля в 2010 году театр отметил свое 50-летие.
9 февраля
Одним из самых ярких режиссерских творений основателя театра Бориса Маркова стала постановка оперы Г. Хирбю «Нарспи» (1967). Мастер много ездил, в том числе и по чувашским деревням Башкирии, где познакомился с бытом земляков поэта Константина Иванова - автора знаменитой поэмы, лежащей в основе либретто. Он воочию увидел места, где могла случиться эта трагедия, и детально отразил на сцене все до последней слезы раскидистой ветлы, бережно укрывающей своими крыльями Нарспи и Сетнера.
Опера была буквально подброшена волной успеха. Ее показывали в Казани, Ульяновске, Йошкар-Оле и даже в столице, на сцене Московского театра оперетты. В 1989 году спектакль был возобновлен. На нашей сцене еще одна интерпретация бессмертного творения Бориса Маркова, созданная талантливой балериной и хореографом, заслуженной артисткой России и Чувашии Еленой Лемешевской.
На первый взгляд, ничего не изменилось. Знакомые пейзажи деревни Сильби, красочный обряд чувашской свадьбы, горькая жизнь у Тахтамана, страшное убийство... Вот только внутри сценических картин словно щелкнул невидимый мотор. Действо набрало скорость, изначальную статичность побороли движение и динамизм. Изобилие характерных мизансцен, оживленность хоровых эпизодов и темпераментность ансамблей заставили сердце спектакля биться сильнее.
Премьера «Нарспи» открывала юбилейный, 55-й театральный сезон.
10 февраля
Хотя премьера новой версии балета Ф. Васильева «Сарпиге» состоялась в 2012 году, он по сей день манит зрителей и гостей республики. Словно широкое узорчатое полотенце, на сцене развертывается красочное действо. В воздушный ковер кристальной, истинно европейской хореографии заслуженной артистки России и Чувашии Елены Лемешевской подобно тонкой паутинке вплетаются элементы чувашского танца. Заводные игрища деревенской молодежи с изобилием задорных прыжков сменяются плавными женскими хороводами, языческими обрядами и детскими прибаутками.
Декорации и костюмы заслуженного художника Чувашии Валентина Федорова тоже пестрят национальными мотивами. Женские платья расписаны ярким орнаментом, головные уборы искусно обшиты бисером и множеством серебристых монет. На сцене торжествует ослепительный свет, струящийся по просторным кулисам, гладкому полу и рыжеватому заднику, выступающему основным компонентом сценографии.
Современный московский композитор Анна Стрельникова превратила партитуру Федора Васильева в лоскутное одеяло, удивляющее свежестью стилистического разнообразия. Из рокочущего, шипящего и бурлящего котла оркестровой ямы, подобно священному идолу, вырастает экзотический гибрид фолка, джаза и модерна.
Спектакль был признан лучшим на Республиканском конкурсе театрального искусства «Узорчатый занавес-2013», а в 2014 году стал участником Всероссийского фестиваля оперного и балетного искусства «Болдинская осень» (Нижний Новгород).
12 февраля
Кроме того, что в Гала-концерте по традиции прозвучат всеми любимые шедевры чувашской классики, у зрителей появится возможность познакомиться с произведениями современных композиторов нашей республики. Среди них Лариса Быренкова, Анита Лоцева, Лолита Чекушкина, Юрий Григорьев, Андрей Галкин, Анатолий Никитин, Александр Осипов, Антон Якшибаев. Кто знает, быть может, в будущем их имена займут почетное место рядом с именами Федора Павлова, Виктора Ходяшева, Филиппа Лукина, Геннадия Воробьева и др.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправить комментарий.
- версия для печати
Похожие публикации
- Институт культуры и искусств принял эстафету фестиваля чувашской музыки
- Фестиваль чувашской музыки продолжило выступление Чувашского госансамбля песни и танца
- Край ста тысяч песен
- Сегодня оперой «Шывармань» начинается Фестиваль чувашской музыки
- Культурный февраль: Фестиваль чувашской музыки, выставка картин Никиты Сверчкова и Александра Мухина-Чебоксарского
- Фестиваль чувашской музыки приглашает