В Национальной библиотеке Чувашии состоялась лекция «Геннадий Воробьев – феномен 1930-х годов»
В музыкальной гостиной «Мерчен» Национальной библиотеки Чувашии состоялась лекция «Геннадий Воробьев – феномен 1930-х годов» из цикла «Чувашская музыка в ХХ веке». Публичная лекция прошла в рамках арт-класса «Простой язык искусства».
Лектором выступил российский ученый-музыковед, доктор искусствоведения, главный научный сотрудник Чувашского государственного института гуманитарных наук, профессор, заслуженный деятель искусств России и Чуваши, член Союза композиторов России Михаил Кондратьев. Лекция искусствоведа была емкой, конструктивной, интересной и познавательной. Она прошла в офлайн и онлайн-формате и носила открытый характер. Участники беседы, среди которых было много студентов факультета искусств Чувашского государственного университета им. И.Н. Ульянова, с увлечением слушали лектора.
Признанными исследователями творческого наследия композитора являются музыковеды Юрий Илюхин, Михаил Кондратьев, композитор и дирижер Виктор Ходяшев.
В Чувашском книжном издательстве в библиографической серии «Замечательные люди Чувашии» издана монография М.Г. Кондратьева «Композиторы Воробьевы», в которой рассказывается о выдающихся композиторах Чувашии – отце и сыне – Василии и Геннадии Воробьевых (2006). По решению Ученого совета Чувашского государственного института гуманитарных наук вышли из печати пять выпусков собрания сочинений Геннадия Воробьева (2009-2022). Составителем и научным редактором академических изданий, а также автором переложения симфонии Геннадия Воробьева является Михаил Кондратьев.
Геннадий Васильевич Воробьев (1918-1939) – чувашский музыкант и композитор, один из наиболее одаренных представителей нового поколения чувашских композиторов, выдвинувшихся в конце 1930-х гг. Родился 31 июля 1918 г. в Чебоксарах в семье композитора и хорового дирижера Василия Воробьева. Геннадий Воробьев вошел в историю первой половины ХХ века как выдающаяся личность чувашской и общероссийской художественной культуры. Михаил Григорьевич поведал о достоверных фактах жизни и творческой деятельности композитора, раскрыл неизвестные стороны его биографии.
Именитый мастер оставил своим потомкам необыкновенно богатое творческое наследие. «За отпущенный ему предельно сжатый срок творческой жизни он ввел в звуковую среду современного чувашского искусства множество столь ярких музыкальных идей и образов, что их воздействие длится и в XXI веке, являясь жемчужинами чувашской профессиональной музыки», – отметил в своем выступлении лектор.
Михаил Кондратьев посвятил свою лекцию воробьевским шедеврам в чувашской музыке. Лекционное занятие сопровождалось демонстрацией архивных фотографий и аудиозаписей произведений композитора. К сочинению вокальной музыки Геннадий Воробьев обращался на протяжении всей своей недолгой творческой жизни. В годы обучения в Московской консерватории он написал много замечательных произведений для солистов, ансамблей и хора. Им было создано немало оригинальных вокальных миниатюр в разных жанрах – романсов и песен. Композитор впервые в национальной музыке сочинил романсы на слова Александра Пушкина (перевод Петра Хузангая). С большим интересом слушатели знакомились с обработками народных песен «Ӑмӑртакайӑк вӗҫет» (Полет орла) и «Туй юрри» (Свадебная) в исполнении Мефодия Денисова.
Фортепианная музыка в наследии Г.В. Воробьева занимает одно из центральных мест. Превосходный пианист, он вошел в историю и как автор нескольких десятков пьес для фортепиано, в том числе объединенных в две сюиты: «Ача-пӑча сюити» (Детская сюита) и «Акатуй» (Праздник в колхозе). Аудитории были представлены аудиозаписи пьесы для фортепиано «Вӑрманта» (В лесу); пьес-сценок и музыкальных картин «Игра в прятки» и «Жалоба» из «Детской сюиты»; «Алтансемпе чӑхсем» (Петухи и куры) из сюиты «Праздник в колхозе».
Звучала на вечере и фрагмент оркестрового произведения композитора – прелюдия на чувашскую тему «Атте пахчи» (Отцовский сад) – дипломной работы Геннадия Воробьева в Чебоксарском музыкальном училище (1935).
Слушателям представилась возможность услышать и Сонату для скрипки и фортепиано. Этот величавый гимн красоте родного края – одна из красивейших мелодий, созданных девятнадцатилетним композитором. Соната сочинялась в 1936-1937 годах в Москве в классе композиции Г.И. Литинского. Первым исполнителем Сонаты стал Виктор Ходяшев в ансамбле с автором музыки. 28 августа 1944 года, в день пятилетия безвременного ухода из жизни талантливого композитора, студента Московской консерватории, на Всесоюзном радио был проведен концерт из его произведений. В исполнении солистов Всесоюзного радио пианиста Наума Вальтера и скрипача Петра Бондаренко в эфире прозвучали фортепианная Сонатина и скрипичная Соната Геннадия Воробьева.
Аудитория высоко оценила общение с искусствоведом-публицистом. После лекции завязалась живая дискуссия со студентами кафедры вокального искусства и инструментального исполнительства и дирижирования факультета искусств университета им. И.Н. Ульянова. «Лекция ученого-музыковеда Михаила Кондратьева расширит представление о музыкальной культуре Чувашии 1930-х гг., творческом наследии Г.В. Воробьева, обогатит репертуар, как концертирующих профессионалов, так и студентов», – резюмировали участники лектория.
Лекция доступна для просмотра на Youtube канале Национальной библиотеки Чувашской Республики.
С музыкальными аудиозаписями можно ознакомиться на виртуальной выставке «Чувашская музыка на виниле».