Валерий Николаев: «Предоставление мер социальной поддержки людям с инвалидностью и семьям, имеющим детей-инвалидов, - одно из приоритетных направлений деятельности Социального фонда»
В преддверии Международного дня инвалидов мы попросили управляющего Отделением СФР по Чувашии Валерия Николаева рассказать о предоставлении мер поддержки людям с инвалидностью и как эти услуги преобразовались благодаря цифровизации.
- Государство переводит услуги в электронную форму, чтобы граждане могли получить их быстро и просто. Расскажите, какие именно услуги сейчас инвалиды могут получить, не выходя из дома.
- Предоставление мер социальной поддержки инвалидам, а также семьям, имеющим детей-инвалидов, является одним из приоритетных направлений деятельности Социального фонда России.
Сейчас на портал госуслуг выведены практически все услуги фонда. На этом работа не останавливается – процессы подачи заявлений совершенствуются, становятся более эргономичными, чтобы получение услуг было удобным. Все шаги при оформлении электронного заявления должны быть понятными и простыми для человека. Это немаловажно для лиц с ограниченными возможностями.
Особое внимание уделяется трансформации услуг из заявительного формата в проактивный, предусматривающий предоставление мер поддержки без подачи заявлений. К примеру, третий год все пенсии по инвалидности назначаются в беззаявительном порядке по данным федерального реестра инвалидов. Таким образом, весь процесс установления пенсии происходит без представления инвалидом каких-либо заявлений и справок.
Параллельно ведется работа по сокращению сроков установления или продления выплат за счет использования сведений из государственных информационных систем.
То есть упор делается на реинжиниринг внутренних бизнес-процессов, направленный на установление мер с минимальным участием инвалида в сжатые сроки.
- В какие сроки устанавливаются такие пенсии?
- Сейчас все пенсии по инвалидности устанавливаются в течение 5 рабочих дней после отражения в федеральном реестре инвалидов результатов медико-социальной экспертизы. Ранее этот срок составлял 10 рабочих дней после подачи заявления.
- Как происходит назначение пенсии?
- Для расчета размера пенсии используются сведения индивидуального (персонифицированного) учета. Назначение пенсии сопровождается направлением инвалиду извещения. Если он зарегистрирован на портале госуслуг – информирование осуществляется через личный кабинет ЕПГУ.
Это осуществляется для того, чтобы человек не только узнал об установлении ему пенсии и ее размере, но и определил удобный для себя способ выплаты. По всем назначениям такая информация доводится в трехдневный срок. Отмечу, что из года в год растет число пользующихся возможностями портала госуслуг – через него мы сейчас доставляем 90% таких извещений.
Пенсия выплачивается в течение 7 дней после волеизъявления инвалида. Ранее предельный срок перечисления средств составлял 21 день, то есть в 3 раза дольше.
Предусмотренная законом для людей с инвалидностью ежемесячная денежная выплата (ЕДВ) по линии СФР также назначается проактивно.
- До 1 октября получатели ЕДВ должны были определиться с выбором НСУ. Раньше льготники предпочитали вместо натуральных льгот денежную форму. Что сейчас они выбирают?
- В 2024 году каждый третий льготник выбрал социальные услуги в натуральном виде (полностью или частично). Выбор, который они делают ежегодно до 1 октября, является важным для человека. К примеру, от этого зависит право на санаторно-курортное лечение с проездом к месту лечения и обратно, а также на бесплатное лекарственное обеспечение.
- А сколько человек воспользовались в этом году путевками в санаторий?
В этом году мы приобрели для льготников 1,7 тыс. путевок. Это почти на треть больше, чем в прошлом году. Число лиц, которым предоставлена возможность пройти лечение, профилактику и реабилитацию, увеличилось за счет благодаря дополнительным средствам, выделенным Социальным фондом России по нашим заявкам.
- Инвалиды, дети-инвалиды или их законные представители, имеющие автомобиль по медицинским показаниям, могут получить компенсацию за полис ОСАГО в размере 50% от его стоимости. Как часто наши инвалиды пользуются такой услугой?
- С начала года
295 инвалидам выплачена компенсация страховой премии
по договору ОСАГО на общую сумму более 1 млн. рублей. Право на эту выплату
имеют отдельная категория инвалидов, соответственно услуга не имеет массовый
характер. Однако и эта услуга в настоящее время трансформируется - скоро она полностью перейдет в проактивный
формат.
Касаясь темы автомобилей, напомню, что инвалиды I, II группы, дети-инвалиды, а также инвалиды III группы с ограничением способности к самостоятельному передвижению имеют право на бесплатную парковку перевозящего их транспорта. При этом не важно, кому они принадлежат – достаточно через портал госуслуг или через МФЦ обозначить данные автомашины в Федеральном реестре инвалидов.
- Валерий Петрович, наших читателей волнует вопрос индексации пенсий.
- С 1 января 2025 года планируется индексация страховой пенсии на 7,3%. Из нового - возобновляется индексация пенсий работающих пенсионеров, это затронет и инвалидов, которые получают страховую пенсию. Индексация для работающих пенсионеров будет возобновлена автоматически. Обращаться для этого с заявлением не нужно.
Что касается социальных пенсий, то они индексируются традиционно с 1 апреля. В связи с ростом прожиточного минимума пенсионера социальные пенсии, в т.ч. в связи с инвалидностью, планируется проиндексировать с апреля 2025 года на 14,75%.
- Какие еще нововведения будут в 2025 году?
- Со следующего года институт компенсационных (ежемесячных) выплат по уходу за инвалидами 1 группы, в том числе с детства, будет преобразован. СФР автоматически, без заявлений, будет устанавливать надбавки к пенсиям в размере 1200 рублей. Выплата будет ежегодно индексироваться. Это хорошая новость для тех, кто не оформлял уход. Благодаря нововведению они смогут получать эту выплату вместе с пенсией.
- Работающим родителям детей-инвалидов предоставляются дополнительные выходные. Кто их может оформить? И куда обратиться с этим вопросом?
- Им предоставляется четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц. Дни эти даются для ухода за детьми с инвалидностью. Этим правом могут воспользоваться родители, опекуны, попечители. Заявление необходимо предоставить своему работодателю. Первоначально оплату дополнительных выходных дней осуществляет работодатель за счет собственных средств на основании заявления работника, затем обращается в отделение фонда за возмещением расходов.
При этом у них есть право на однократное в течение календарного года использование до 24 дополнительных выходных за счет накопившихся дней.
- Валерий Петрович, в преддверии этого интервью мы попросили наших читателей задать Вам вопросы. Вот один из них. Женщина родилась в 1944 году, в 2007 году была назначена пенсия по потере кормильца. Хотела перейти на свою пенсию, но ей сказали, что это невыгодно. Почему так получается?
- Размер каждой пенсии индивидуален. При исчислении размера страховой пенсии по случаю потери кормильца учитываются пенсионные права умершего кормильца: продолжительность стажа, размер заработка и суммы страховых взносов. При назначении страховой пенсии по старости – пенсионные права, сформированные непосредственно самим человеком в течение трудовой деятельности. Соответственно размеры пенсий, как правило, отличаются. Здесь мы руководствуемся правилом – предоставить человеку ту пенсию, размер выплат которой выше.
- Несмотря на то, что большинство услуг фонда можно получить через портал госуслуг, некоторые пожилые люди предпочитают общение с живым человеком. У вас в каждом муниципальном округе есть клиентские службы. Для того, чтобы получить услуги Социального фонда, нужно обращаться в клиентскую службу только по месту жительства?
- Клиентские службы Социального фонда России работают в режиме «одного окна» и по экстерриториальному принципу, то есть гражданин может обратиться в любую клиентскую службу, независимо от места регистрации или фактического пребывания и получить весь спектр услуг. Даже если он приехал из другого региона.
Кроме того, для удобства граждан клиентские службы работают с 8.00 до 14.00 в последнюю субботу месяца. Обратившись в этот день, можно получить услуги в цифровой зоне и консультации у специалистов.
Также вопросы можно разрешить по телефону Единого контакт-центра 8 800 100 00 01, звонок бесплатный. Если возникла необходимость личного обращения в клиентскую службу, по этому же телефону можно записаться на прием.
- Валерий Петрович, сейчас много информации в Интернете. И не всегда эта информация достоверная. Где получить правильную информацию?
- Действительно, Интернет полон разной информацией. Нередко на отдельных сторонних Интернет-ресурсах размещается информация, не соответствующая действительности и порой вводящая в заблуждение. Если Вы с этим столкнулись - перепроверьте ее. Актуальная и достоверная информация об услугах Социального фонда размещается на официальном сайте www.sfr.ru, где есть и страница Отделения СФР по Чувашии. Также рекомендую подписаться на наши официальные страницы в социальных сетях ВКонтакте, Одноклассниках и в мессенджере Телеграм, где размещается полезная информация в доступном виде. Там же можно задать и оперативно получить ответ на интересующий вопрос.
- Еще одну тему хотелось бы обсудить с Вами. Мошенники постоянно придумывают новые схемы обмана пенсионеров. Что бы Вы посоветовали, чтобы не попасть в ловушку к ним?
- К сожалению, сейчас активизировались мошенники, которые представляются работниками фонда. Они сообщают человеку, что не хватает стажа для пенсии. При этом могут сказать, что выплата денег прекратится, или, что нашлись неучтенные годы стажа, якобы пенсия будет выше, только надо сверить данные. При этом просят назвать паспортные данные, СНИЛС или ИНН, номер банковской карты, цифры из смс. Нередко предлагают записать на прием, при этом просят сообщить код из СМС.
Что делать в таких случаях? Сразу прекращайте общение. Сбрасывайте вызов, если к Вам поступил входящий звонок от незнакомца по телефону или через мессенджер! Ни в коем случае не делитесь с незнакомцами сведениями! Никому не сообщайте код, пришедший в СМС. Чаще всего это код для входа в личный кабинет на портале госуслуг, и Ваш профиль хотят взломать.
Помните, специалисты Отделения СФР по Чувашии никогда не спрашивают по телефону никаких кодов для записи, не ходят по домам с проверками, опросами или предложениями. Повторюсь - прекращайте общение с такими людьми сразу.
- Это правда, что мошенники действуют и от имени юридических фирм, которые информируют о том, что пенсия назначена неправильно и предлагают свою помощь?
- Да, такие случаи тоже встречаются, и их нужно остерегаться. Имеют место случаи, когда пенсионеров убеждают в том, что пенсию можно повысить, следом предлагают за вознаграждение оказать содействие. При этом вернуть деньги, как правило, не представляется возможным.
Если у вас появились какие-то вопросы по вашему стажу, по начислению пенсии – обращайтесь напрямую в наши клиентские службы или звоните по уже названному мной номеру телефона контакт-центра 8 800 100 00 01.
Консультации и разъяснения в Социальном фонде будут предоставлены совершенно бесплатно.
- Валерий Петрович, спасибо Вам за беседу.
Прикрепленный файл | Размер |
---|---|
Валерий Николаев, управляющий Отделением СФР по Чувашии | 82.13 кб |
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправить комментарий.
- версия для печати
Похожие публикации
- Более 29 тысяч федеральных льготников в Чувашии в 2025 году будут получать набор социальных услуг в натуральном виде
- Отделение СФР по Чувашии предоставило более 4100 работающим гражданам единовременную выплату при рождении ребенка
- В СФР по Чувашии расскали, на какие меры поддержки могут рассчитывать семьи военнослужащих, проходящих службу по призыву
- С начала 2024 года Отделение СФР по Чувашии выдало более 3 тысяч сертификатов на материнский капитал
- С начала 2024 года услуги по родовым сертификатам получили более 4 тысяч женщин Чувашии
- Жители Чувашии получат пенсии и детские выплаты по обычному графику