Что изменится в России с 1 декабря 2024 года

Сотовый в рассрочку

10.03.2006 /
6

В последнее время одним из модных кредитов стал потребительский. Продавцы изо всех сил зазывают клиентов брать товар “без первоначального взноса”. Всегда ли потребительский кредит та самая палочка-выручалочка, о которой мы мечтаем? 

В “Грани” обратилась Ирина Васильева (имя и фамилия изменены) и поведала о том, как она (с ее слов) попала в паутину кредитора. Решила горожанка приобрести сотовый телефон и пришла в ООО,  назовем его “Европаутина”. Здесь быстро подобрали ей навороченный товар стоимостью 5689 рублей, аксессуар на 348 рублей (кстати, женщина не знала, что этот предмет продается по отдельной цене) и попросили поставить подписи в кредитном договоре, составленном банком, заплатить в кассу тысячу рублей. И лишь дома Ирина Васильева опомнилась, ознакомившись с содержанием договора, многие пункты которого она просто не могла перевести с юридического языка на обыденный. Вновь помчалась в магазин, просила разъяснить. Не получив ответа, хотела расторгнуть договор. Ей дали понять, что “поезд ушел”.
В подобной ситуации оказалась еще одна новочебоксарка. В том же магазине ей предложили подписать кредитный договор, не предоставив ни минуты для ознакомления с его содержанием. К тому же толком не проверили, как работает техника.
Разберем первый случай. Кредит Ирина Васильева оформила под 29 процентов годовых плюс 1,9 проц. за ведение счета, причем ежемесячно. Несведущий вряд ли догадается перемножить 1,9 проц. на 12 месяцев (получается 22,8 проц.). А в сумме (22,8 + 29) уже дает 51,8 процента.  Вот эта и есть та ставка, под которую предоставляют товар.
Есть еще один нюанс. Клиенту банк дает на руки разъяснение о том, что оплачивать кредит следует почтовым переводом, и при этом предупреждает: платежи нужно вносить заблаговременно. Если деньги не поступили на счет к дате, оговоренной договором, платеж считается просроченным. Такая оплошность вполне может случиться, например, по вине работников почты. А клиенту придется отвечать, как говорится, по полной программе. Мало того, что он оплачивает почтовые переводы из своего кармана, так еще с него банк может взыскать штраф. Тарифы суровые. За первую просрочку, правда, только пожурят, за вторую придется возмещать 300 рублей, за третью — 1000, за четвертую — 2000. Ничего не поделаешь, на такие условия согласился клиент, не глядя подписав кредитный договор.
И не только на такие. Одновременно Ирина Васильева (возможно, не только она) заключила с банком договор залога, согласилась на договор о предоставлении и обслуживании карты и так далее, наверное, не придав всему этому никакого значения. Банк, безусловно, хочет защитить себя от финансовых рисков, здесь бдительность должны проявить покупатели. И прежде чем поставить подпись в кредитном договоре и получить взамен долгожданный товар, сто раз взвесьте, готовы ли вы вносить за него столь высокие процентные ставки. У Ирины Васильевой, например, за полгода переплата банку составит 40 процентов стоимости сотового телефона, не считая расходов на почтовые переводы и штрафов, если она допустит просрочку платежа.
Сейчас готовится проект Закона РФ “О потребительском кредитовании”, где будут прописаны правила, по которым должны строиться взаимоотношения между банками и заемщиками. Хочется верить, что они станут более прозрачными.  
Галина МИРОНОВА.