9 мая - День Великой Победы

Что изменится в России с 1 мая 2024 года

Муниципальный жив, пока рядом не откроется частный

19.05.2006
8

Рыночные отношения предполагают свободу выбора не только товаров, но и мест, в которых они продаются. Есть оптовые базы, рынки, есть просто отдельно стоящие пенсионерки, продающие овощи со своего огорода. Все равно большинство людей идет в магазины. Но в какие? 

Все реже идут в те, перед названием которых стоит аббревиатура МУПТ. Они обладают огромными площадями, но цены в них могли бы быть пониже, ассортимент разнообразнее, качество обслуживания лучше. График работы муниципального магазина удобен продавцам, но не покупателям: с обеденным перерывом и до 20-21 часа. С каждым годом таких магазинов становится меньше — законы рынка диктуют свое, и это правильно. Муниципальный способен выстоять до тех пор, пока рядом не откроется хороший частный. Из торговых точек, принадлежащих частным предпринимателям, лучшими считаю супермаркеты, где организовано самообслуживание. До 80-х годов прошлого века такой вид магазинов был очень распространен, и он снова возвращается. Плюсов много: есть возможность выбирать товары по цене, сроку годности, составу, производителю, то есть можно внимательно прочитать и изучить этикетку до, а не после покупки. Не секрет, некоторые продавщицы “страдают” одним недостатком: попросишь их взвесить 200 граммов печенья, они положат в пакет 300-350. При самообслуживании берешь столько, сколько нужно. Единственный минус: длинные очереди в кассу. Они неизбежны, поскольку многие покупают продукты сразу на неделю.
Торговые дома и центры — тот же вариант рынка, но под крышей и со всеми удобствами для продавцов. Успех продуктового торгового центра зависит от его месторасположения и от цен, которые устанавливают предприниматели на свои товары. Лично мне нравятся те, где есть фирменные отделы предприятий-изготовителей. Сделав покупку в таком, могу быть уверена в качестве товара, а также в том, что его цена не завышена. Единственное, что не нравится в любом торговом центре, — это отсутствие кондиционеров.
Частные магазины условно можно поделить на две группы: сетевые и дворовые. Сетевые объединены названием и единой ценовой политикой. В Чебоксарах таких много, их отличают низкие цены (на оптовых базах им дают значительную скидку за приобретение больших партий товаров). Но в нашем городе их мало. Преобладают “дворовые”: небольшие магазинчики, расположенные в подвалах, пристроях или в павильонах. Они удобны тем, что находятся буквально в соседнем подъезде. Я видела там покупательниц в тапочках на босу ногу и в халате. Пусть цены чуть выше, но не идти же за батоном через дорогу.
Какие магазины предпочитаю я? Живу в Юракове, рядом нет ни дешевого супермаркета, ни дворового магазинчика в двух шагах. Каждый день покупаю по 2-3 пакета варенца. Когда есть время, дохожу до торгового центра и беру в фирменном отделе этот продукт за 7.80. Если жалко времени, захожу в супермаркет и покупаю за 7.90. Ближе к дому маленький частный магазин и большой муниципальный, но захожу в них реже. В первом варенец стоит 8 рублей, во втором — 8.10. Однажды оказалась в центре города, прошла несколько магазинов в поисках варенца за 8 рублей, но от магазина к магазину он только дорожал. Признаюсь честно, рука не поднялась купить за 8.30 или за 8.50 то, что могу приобрести за 7.80. Приехала домой с пустыми руками, чуть позже снова пошла по своим магазинам. 
Ольга ИВАНОВА.