Что изменится в России с 1 декабря 2024 года

Как Феникс из пепла (окончание)

8

Окончание (начало см. “Грани”, № 155 за 20 июня)

Наше путешествие продолжилось экскурсией в Рождест­венский скит. Пока ехали туда на “Газели”, журналисты “Алатырских вестей” добавили несколько штрихов к портрету своего города.  

Рождественский скит начинался с храма (на снимке справа), сейчас это целый комплекс построек.

Храм Николая Чудотворца в Киево-Николаевском Новодевичьем монастыре. Комнаты монахинь и послушниц находятся в левом крыле здания. Фото Валерия Бакланова 

Пулемет в окне и парк на кладбище
 Историю, случившуюся на одном из прошлогодних празднований Дня Республики, обсуждают в Алатыре до сих пор. Город встречал высокопоставленных гостей. На стадионе собрались нарядные горожане, посреди футбольного поля расстелили ковровую дорожку. Все ждали вертолет. Однако, когда он начал садиться, винты создали такую “бурю”, что дорожку унесло прямо на зрительские трибуны. “Надо было основательно закрепить ковер”, — подумали многие алатырцы, видя, как люди выбираются из-под свалившегося на них “подарка”.
 Еще несколько лет назад на улицах Алатыря можно было увидеть такую картину: идет к вокзалу человек с сумкой или чемоданом и катит за собой... пулемет “Максим” на колесиках, а за плечом у него винтовка. В городе есть магазин военторга, в котором населению продают устаревшие образцы вооружения. (Естественно, они непригодны для стрельбы.) Покупали их в основном приезжие. Такой “сувенир” можно приобрести и сейчас. Например, “Максим” обойдется в более чем пятнадцать тысяч рублей. Говорят, была даже мода вручать такие подарки на дни рождения или юбилеи. Иногда богатые люди брали их и для себя. Просто для того, чтобы поставить такой пулемет в окошке и понаблюдать за реакцией жильцов в доме напротив.
 А эта история случилась в Алатыре уже давно, в годы совет­ской власти. На старинном кладбище построили кинотеатр, возвели стадион, разбили парк. Перезахоронением могил никто не озаботился, просто пригнали бульдозер, снесли надгробия, разровняли площадку... Потом нередко можно было видеть здесь детей, играющих с человеческими черепами. Парк сущест­вует и сейчас, недавно городские власти в память об усопших поставили неподалеку крест.
Пятиэтажек в Алатыре сравнительно немного, преобладают част­ные дома. Элитным жильем в городе считаются именно они. Конечно, не те, что мы видели, проезжая по улицам, а расположенные в микрорайонах индивидуальной застройки, получивших в народе свои названия — Цар­ское Село, Поле чудес.
 Но вот мы за городом. Сворачиваем на дорогу, ведущую к скиту. По обеим ее сторонам тянутся возделанные поля. Как пояснил наш гид из местных журналистов, земля эта всегда считалась хорошей, потому власти весьма неохотно отдали ее Свято-Троицкому мужскому монастырю (Рождественский скит считается его подворьем). Предлагали участки похуже. Однако отцу Иерониму удалось настоять на своем. Плодородная земля и усердный труд насельников дали потрясающие результаты. Таких урожаев, как здесь, по словам алатырцев, даже в ближайших окрестностях не собирают.

Рождественский скит
 Сейчас Рождественский скит представляет собой комплекс построек, а ведь еще пять лет назад ничего не было. В чистом поле возвели церковь Рождества Христова. Освятил ее в августе 2001 года митрополит Чебоксарский и Чувашский Варнава. Внутри храма уютно. На стенах рядом с новыми, написанными в мест­ной иконописной мастер­ской ликами святых висят старинные иконы Николая Чудотворца, Александра Невского. Правда, кто их автор, неизвестно. Алатырцы спасли их из разрушенных храмов, сохранили в эпоху гонения на церковь и принесли в скит, когда он открылся.
 Тогда, в 2001 году, здесь насчитывалось двадцать человек, сейчас гораздо многолюднее. Сюда может приехать каждый, пожить некоторое время. Правда, только лица мужского пола. Как и в других мужских монастырях, здесь действует правило: до закрытия ворот женщины должны покинуть территорию.
 Скит — своеобразный колхоз, община. Создан он не столько для уединения, сколько для обеспечения братии монастыря пропитанием. Хлеб насущный насельники добывают сами. Земельные участки довольно обширны. К счастью, среди братии есть человек с образованием агронома. Так что сев, обработка участков, жатва проводятся по науке. Имеется вполне со­временный парк сельскохозяй­ственной техники. В этом плане скит смотрится гораздо выигрышнее многих соседних хозяйств, в которых под открытым небом ржавеют сеялки, тракторы, комбайны.
 В православных храмах не принято украшать иконостас искусственными цветами, нужны живые. В теплице разводят красивые розы. Кстати, саженцами поделилась агрофирма “Ольдеев­ская”, за что монахи и послушники ей благодарны. Из 240 кустов прижилась половина.
 В скиту свой птичий двор, насчитывающий около 500 кур, животноводческая ферма, на которой содержится 81 корова молочной породы. При помощи нескольких современных доильных аппаратов за полтора часа удается подоить всех. В результате в скиту всегда есть свежие яйца, сыр, молоко, масло, творог...
Выращивают здесь и телят. Мы прошли мимо загона, в котором содержатся “мальчишки”. Перед каждой кормушкой прикреплена табличка с именем: Кирпичик, Чижик, Малыш, Шустрик, Фрегат, Бантик. В монастырях не едят мяса, потому бычков продают.
В Рождественском скиту есть станция зерновой очистки, мельница, пекарня. А еще — пасека.
Правда, больше меда монахи любят рыбу. Экскаватором года три назад выкопали глубокий пруд сто на двести метров. Тут разводят карпов, толстолобиков, недавно запустили молодняк стерляди, осетра, белого амура. Большинство новичков перезимовали неплохо, так что вскоре в скиту надеются полакомиться настоящей стерляжьей ухой. Сюда любит приезжать владыка Варнава, посидеть с удочкой на досуге. “Промышленный” лов проводят осенью, когда опускается уровень воды. Проходят бреднем с крупными ячейками, через которую проскальзывает “молодежь”. Прошлой осенью таким образом заготовили три с половиной тонны рыбы. Правда, ее не хватило даже до Рождества.
Рядом с прудом находится купель. Считается, что вода из источника лечит от многих болезней. Многие из нас решили проверить это утверждение и окунулись в студеную воду. Впечатления незабываемые! Другие, не столь смелые, просто набрали из родника воды. Как и в купальне, здесь предусмотрены все детали: оборудована лесенка, рядом висит кружка, чтобы напиться.
Всю экскурсию  по скиту нас сопровождал благочинный иеромонах Епифаний, который следит за дисциплиной и порядком в монастыре, чтобы все было благообразно, по чину. Раньше он был фельдшером, а здесь трудился сначала поваром, потом кладовщиком, исполнял по­слушание келаря, эконома...  У монахов не принято просить о каком-либо месте, как и отказываться от назначенного тебе настоятелем.

Киево-Николаевский Новодевичий  монастырь
Затем мы отправились в женский монастырь. У ворот нас встретила матушка Елизавета. Она рассказала об истории монастыря, которая началась еще в семнадцатом веке, когда, спасаясь от гонений, из Украины в Алатырь перебралась первая настоятельница с сестрами. Длительное время монастырь считался одним из самых больших в России, в нем жили триста монахинь. Но в годы советской власти его закрыли. Церкви переоборудовали под склады, одну превратили в жилой дом. Вокруг пона­строили бараки...
За пять последних лет, что прошло с начала восстановления монастыря, сделано многое. Однако территория до сих пор напоминает стройку, хотя и не такую масштабную, как в Свято-Троицком мужском.
В Киево-Николаевском полностью окончена реконструкция одной церкви и жилого корпуса. В нем живут 23 монахини, примерно столько же послушниц, схимница (монахиня, ведущая аскетический образ жизни), несколько воспитанниц. В комнаты нас не пустили, зато удалось побывать в “домашнем” храме. Он расположен в том же здании на втором этаже, посвящен Николаю Чудотворцу. Перед входом нас попросили снять обувь. Оказавшись внутри, многие благоговейно вздохнули. Сложно описать, чем этот храм превосходил все виденное раньше. Он совсем небольшой, не такой “парадный”, как Свято-Троицкий собор. Чистотой? Возможно. На полу, натертом до блеска, ни пылинки. Особой акустикой? Наверное. Каждый звук внутри словно возносился. И все же было внутри что-то еще, о чем невозможно рассказать словами.
Реконструкция храма По­крова Пресвятой Богородицы почти завершена, еще одна церковь на очереди. Как все три здания выглядели раньше, мы увидели на фотографиях, которые показала нам матушка Елизавета. И это поразило сильнее всего. Метровой толщины стены, “выеденные” в глубину более чем наполовину, помещения, в которых устроили винный склад, алтарь, превращенный в туалет, уродливые постройки послереволюционных времен. Глядя на эти снимки, остается удивляться трудолюбию, упорству и оптимизму тех, кто взялся вернуть оскверненному месту былую благостность и святость. Думаю, у них все получится. Ведь то, что уже совершили эти люди с Божьей помощью, — чудо.
Андрей СЕРГЕЕВ.