9 мая - День Великой Победы

Что изменится в России с 1 мая 2024 года

Уроки из-под палки

06.09.2006 /
7

Кирилл и Мефодий, создавая алфавит, и не подозревали, сколько в далеком будущем возникнет споров по поводу обучения “недорослей”. Особенно из-за методик и возраста, с которого можно начинать занятия. Мнения на этот счет самые разные.
 

Сейчас стало модным учить читать малыша чуть ли не с пеленок. Создаются целые школы по “натаскиванию” бедных крох по алфавиту и счету. И, конечно, родители не против, чтобы их чадо превратилось в вундеркинда. Вопрос в том, готов ли к этому сам ребенок.
В книжных магазинах горы книг, по которым можно проводить занятия с детьми самого раннего возраста. По такому учебнику дочь знакомой научилась читать в 2,5 года. Теперь вслух читает названия улиц, магазинов, текст рекламных щитов. Пока все надписи по пути не изучит, не уйдет. До ближайшего магазинчика может идти час. Дома сидит тихонько, читает по слогам сказки.
Мой сын выучил буквы в два года. Сейчас пытается складывать слоги. Но не всегда понимает, что к чему. Думаю, мы сами в этом виноваты. Дело в том, что Ваня произносил “ми-ми” вместо “м” или “папа” вместо “п”, а мы не исправляли. Цифры он совсем не любит. Видимо, гуманитарий чистой воды.
Иногда родители впадают в другую крайность. Считают, придет время —  малыш сам научится читать-писать. Знакомая не занимается с пятилетним сынишкой. Когда-то он уже почти читал, но его интерес к книгам родители не поддержали. Теперь желание пропало, на первом месте — машинки и мультики. Бабушка сделала дочке замечание: “Почему не читаешь ребенку книги, буквы с ним не изучаешь?” Молодая мама ответила, что, мол, пусть в школе учителя учат, им за это деньги платят. А сын, если умный, все поймет. Не смущает ее и то, что другие дет­ки пойдут в школу более подготовленными. Ведь особо продвинутые родители даже нанимают репетитора, чтобы “поднатаскать” ребенка к школе. “Мне его учить  некогда!” — отмахнулась мама. Хорошо, что заниматься с внуком взялась бабушка.
Думаю, готовить ребенка к школе надо. И не только психологически. Если малыш  умеет хорошо читать и считать, то быст­рее освоится в новых условиях. Ведь школа — это стресс даже для “вундеркиндов”. Не знающий букв скорее всего отстанет от сверстников и рискует стать аутсайдером в классе.
К сожалению, некоторые родители этого не понимают. Знакомая учительница поделилась впечатлениями об одном из своих первоклашек. Перед школой мальчик года два не ходил в садик, сидел со старенькой бабушкой. Родители не занимались с сыном. В итоге малыш не умеет ни читать, ни общаться со сверст­никами. По ее словам, такие дет­ки не редкость в последнее время. Связывает это  с распространившейся среди родителей новой педагогической теорией, согласно которой не надо принуждать малыша заниматься. Только если ему это интересно. А ему не интересно! Уже появились первые школяры, воспитанные по такому принципу. На уроках они спокойно ходят по классу, что-то жуют, громко разговаривают. Учитель до хрипоты пытается успокоить галдящую ораву.
Есть родители, которые заставляют своих чад заниматься чуть ли не из-под палки. Ставят условия: не прочитаешь слово, машинку не куплю. Или: давай дочитаем страницу до конца, а потом пойдешь гулять. Такой ребенок будет относиться к учебе как к тяжелой повинности. Педагоги и опытные родители считают, что лучше придерживаться золотой середины. Мягко, в игровой форме приучать ребенка к умственному труду. Обязательно заниматься регулярно, поддерживать малыша в его стремлении познать новое и почаще хвалить.
Екатерина МАЛЕЕВА.