Что изменится в России с 1 декабря 2024 года

Под дамокловым мечом

13.10.2006 /

Решением Всемирной организации здравоохранения 10 октября (начиная с 1992 года) отмечается День психического здоровья.
 

нашем городе психиатрическая служба представлена психиатриче­ским отделением поликлиники
№ 1 горбольницы и ГУЗ “Республиканская психиатрическая больница”.
“Для нации и благополучия отдельных людей, семей, общества психическое здоровье так же важно, как и физическое, — считает заведующая психиатрическим отделением Галина Ситникова. — В настоящее время психические расстрой­ства поражают 20-25 проц. населения. Они оказывают прямое и косвенное экономиче­ское воздействие на общество, заставляя его тратить значительные средства на обслуживание больных.
В нашем отделении сегодня наблюдаются у психиатра 3175 человек, в городе 1164 инвалида по психическому заболеванию. Небывалое распространение получили во всем мире депрессии. У нас на учете с этим диагнозом состоят около 70 человек, хотя реально таких больных значительно больше, ведь горожане редко обращаются с жалобами на
угнетенность, подавленность: за
9 месяцев нынешнего года только 25 человек”.
Психотерапевт  ГУЗ “Республиканская психиатриче­ская больница” Татьяна Андреева причину позднего обращения с психическими расстройствами к специалисту видит в бытующих среди населения предрассудках и предубеждениях. Медицинским работникам до сих пор приходится сталкиваться с представлениями о психиче­ской болезни как о “позоре”, о психических больных как людях “слабоумных”, “опасных”, “неизлечимых”, о психиатриче­ских лечебницах как учреждениях исключительно принудительной изоляции.
“Считается, что в психиатрической помощи нуждаются только психически больные, а каждый “душевно здоровый, образованный человек” сам может разобраться в своих моральных, эмоциональных и психологических проблемах, — говорит Т.Андреева. — Однако во множестве случаев они трансформируются в соматические болезни, психиче­ские расстрой­ства принимают затяжной характер. Тогда ни сам “образованный человек”, ни специалист, вооруженный лишь скальпелем и таблеткой, не в состоянии вернуть утраченное здоровье.
Среди болезней современного мира психические занимают третье место после злокачественных опухолей и сердечно-сосудистых заболеваний. От 35 до 60 проц. больных, обращающихся в поликлиники, нуждаются в помощи психиатра или психотерапевта.
Клиниче­ская кар­тина депрессий видоизменилась: они “маскируются” под самые разнообразные соматиче­ские заболевания. Путь больных с такими “масками” к врачу-психиатру порой измеряется годами, им проводятся многочисленные дорогостоящие обследования, всевозможные курсы “лечения” и даже хирургические операции. В процессе своей мученической одиссеи эти люди попадают в сети различного рода магов, колдунов, ясновидцев и телепатов. В их лексике появляются понятия “зомбирование”, “психотропная война”, “сглаз”, “порча” и прочие перлы средневековой кабалистики. Нередко психическим больным такого рода шарлатаны выдают справки, что “они не болели, не болеют и болеть не будут”. А им со своими бедами надо обратиться к врачу-психиатру или психотерапевту”.
Люди могут прибегнуть к помощи еще одного специалиста — психолога. О том, как он нужен, написал в редакцию житель нашего города Николай.
“Мой отец четыре раза лежал в психиатрической больнице, — читаем в его письме. — Каждый раз, как у него “съезжает крыша”, приходится бегать, хлопотать, класть его в больницу. Порой кажется, что теряю разум. А это отражается на моей семье, детях. И я отправился в поликлинику за помощью, пока еще не поздно. Шел получить от психиатра “волшебную” таблетку, лекар­ство, чтобы быть здоровым, сильным, разумным. Спасибо медсест­ре, которая направила меня не к психиатру, а к психологу Елене Николаевне Ягуповой — единственному на весь город. Как мне повезло, что у нее оказалось “окошко”, а то когда бы снова собрался. Творят волшебство не чудо-таблетки, творят волшеб­ство люди, умеющие любить свое дело, помогающие увидеть свет и будущее в любви и гармонии. Спасибо.
Мне, здоровому мужику
36 лет, с выс­шим образованием, умному, рассудительному, хватило одного посещения психолога, чтобы начать с любовью  изменять себя и мир вокруг. Вроде бы все наладилось, но... звонок отца снова выбил меня из колеи. Уже знаю, куда нужно идти.
Мне просто повезло: встретить психолога — одного (!!!) на 125 тысяч населения маленького (?) города Новочебоксарска. Люди заходят к нему со своим горем (слезы, трясутся руки), а выходят с надеждой в глазах. А глаза — зеркало души. Знакомая поговорка, правда.
Но ставку психолога сокращают. Ее с 2007 года в горбольнице не будет. За Елену Николаевну не беспокоюсь. А как же мы, простые смерт­ные?
На страницах газеты “Грани” столько слов любви в адрес нашего города. А как же люди, которые в нем живут? Нужно ведь еще любить и их. А мы любим город, но не любим самих себя в этом городе.
И я хочу задать вопрос: “Неужели нужно какое-то постановление сверху, чтобы среагировать на сложную ситуацию здесь, внизу, на месте?” Уже слышу дежурный ответ: “Нет денег, нет ставки, нет статьи в бюджете”. Но ведь все перечисленные “вещи” создает сам человек, это его производные”.
Опасения нашего читателя, по всей видимости, не беспочвенны. Психиатрическое отделение поликлиники № 1 в ближайшее время станет частью республиканской психиатриче­ской больницы. И штатная единица психолога, ведшего амбулаторный прием горожан, будет для города утеряна.
Года два назад упразднили Центр психического здоровья, затем отделение неврозов в наркологии, теперь дамоклов меч навис и над психологом...

Светлана ИСАЕВА.