9 мая - День Великой Победы

Что изменится в России с 1 мая 2024 года

Скудеет город от “мозговой текучести”

07.11.2007 /
7

С начала 90-х годов, как были сняты ограничения в свободном выезде за границу, в России наблюдается отток ученых в страны с высокоразвитой наукой. Это явление назвали утечкой мозгов. Как оказалось, оно имеет все­объемлющий характер.

Зарплата — один из самых важных факторов ценности работы: где вознаграждение за труд выше, туда и перетекают специалисты, желающие подороже продать свои знания и умения. Сегодня Москва, как огромный смерч, засасывает не только мастеровитых рабочих, но и многих инженерно-технических работников, и гуманитариев, и даже молодых специалистов, только что выпущенных из альма-матер.
Ничего страшного в том, что зрелый человек, опытный специалист, давно осевший в Чувашии, уедет на несколько лет поработать в первопрестольную. Он вернется, у него здесь семья, друзья, родня, дом. А вот когда наша молодежь, не находя себе достойного применения, хорошей зар­платы, устремляется “туда, где море огней”, провинциальный рынок труда остается местом, слабо освещенным интеллектом дипломированных специалистов.
С одной стороны, прекрасно, что наши дети поступают в престижные московские вузы, но сколько их возвращается в Чувашию, в Новочебоксарск? Когда “Химпром” отправляет юных ломоносовых в химико-технологические вузы Москвы, Иванова, Казани, предприятие заключает с ними договоры об отработке и есть надежда на возвращение хотя бы части отправленных.
Другой пример. Городские школы и гимназии наладили поточную поставку своих выпускников в московские институты. Сколько из них вернулись? Единицы. Обидно!
Сын моих знакомых Николай пять лет назад окончил Чувашский госуниверситет по специальности теплоэнергетик. Более года дипломированный специалист трудился рабочим на ТЭЦ-3, где когда-то проходил практику. Зар­плата небольшая, а перспективы туманные, ротации кадров почти нет. Женился, семью содержать не на что, да и своего жилья нет. Уехал к дяде в Москву и устроился там инженером в ТСЖ. Разослал резюме по фирмам, вызвали на собеседование во француз­скую “Леруа Мерлен”, торгующую строительными материалами. Теперь Николай работает в ней инженером-энергетиком, получает свыше 30 тысяч рублей и имеет полный соцпакет. По­скольку у него скользящий график, сумел найти подработку. С женой и ребенком снимают квартиру, купил подержанный “Фольксваген”. В Москве также работают четверо(!) его сокурсников, один уже купил квартиру. Ребята прицениваются к земельным участ­кам в Подмосковье, чтобы построить дома. Что, для деятельных и энергичных здесь дела не нашлось?
Дочь других знакомых Маша М. окончила Россий­скую академию физкультуры и спорта, осталась в столице, вышла замуж, обучает юных москвичей игре в теннис. А у нас разве кортов нет? Дело не в этом — зарплата у тренеров другая.
Юля М., выпускница одной из новочебоксарских школ, получила диплом продюсера кино и телевидения во Всероссийском государственном ин­ституте кинематографии им. С.Герасимова. Работает в крупной рекламной фирме, организует съемки роликов в Москве, за границей.
В златоглавой легко находят себе дело маящиеся у нас от безработицы экономисты, бухгалтеры, юристы, технологи-пищевики. Если людям зрелого возраста столичные суета и темп быстро надоедают, то молодым они по душе.
Там транспорт и жилье — дорогое удовольствие, остальные расходы вполне сопоставимы с региональными, а зарплаты позволяют не чув­ствовать себя изгоями. Работящие, пробивные и энергичные провинциалы успешно теснят в конкурентной борьбе изнеженных москвичей, рассчитывающих на личные связи и знакомства.
Я, конечно, рад за успешных земляков, но не оскудеет ли Новочебоксарск от подобной “мозговой текучести”?
Сергей АССОНОВ.