“Мина” замедленного действия
Родителям следует знать, что ребенок рождается и все его органы и системы сразу начинают действовать: у него бьется сердце, он дышит.
А иммунная система особенная, она не будет работать до тех пор, пока не встретится с каким-то инфекционным “агентом”. И если орган бездействует, он атрофируется. Мамы говорят, мы сейчас прививки делать не будем, а вот исполнится ребенку 15 лет, пусть сам решает, нужны ли они ему. И в каком состоянии к этому возрасту окажется иммунная система, если ее не заставлять работать?
Национальный календарь прививок сформирован так, что вакцинацию начинают в первые часы после рождения ребенка и продолжают в течение первого года. Например, против вирусного гепатита в первые сутки, на четвертые — против туберкулеза. Почему? Природой так устроено, что до года, пока не развит иммунитет, пока мама кормит малыша грудью, его защищают от инфекции материнские антитела. Поэтому в первый год жизни мы стараемся, чтобы ребенок искусственно встретился с тяжелыми инфекциями. Кроме гепатита и туберкулеза это дифтерия, коклюш, столбняк, полиомиелит, краснуха, корь, паротит.
Естественно, на прививку ребенок будет реагировать. Малыш может и температурить, терять аппетит, не спать, капризничать, требовать повышенного внимания. Родители, не желая терпеть эти неудобства, отказываются от прививок, забывая, что инфекции, против которых их делают, ведут если не к смерти, то к инвалидности. Не учитывают, что от прививки во много раз меньше вреда, чем от самого заболевания.
Вернусь к ситуации 80-х. Тогда после отказа от прививок в России заболели дифтерией 120 тысяч человек, из них 6 тысяч умерли. И у нас в городе в это время от дифтерии умерла девочка: она была освобождена от вакцинопрофилактики в связи с врожденным пороком сердца. Девочка посещала детский сад, куда была оформлена без прививок.
Много детей первого года жизни умирало в те годы от вирусного гепатита. Эта прививка включена в национальный календарь недавно.
Так же, как и против краснухи, инфекции, хотя и считающейся самой легкой из всех, но опасной для беременной женщины, заразившейся от больного ребенка. У такой 100-процентная вероятность рождения малыша с уродствами. У нас в 2004 году заболели краснухой 927 детей, в 2005-м — 1185. Тогда забили тревогу и начали проводить массовую вакцинацию, в результате в 2006-м краснухой переболели лишь 17 детей, в этом году — ни одного.
Введение прививки против вирусного гепатита было вызвано не только высокой смертностью младенцев, но и, как ни покажется странным, раскрепощенностью нашей молодежи, что способствовало распространению инфекции. Ведь она передается через кровь, сперму, слюну. К болезни приводят ранняя половая связь, наркотики, курение, когда одну сигарету передают по кругу. Причем полного выздоровления при гепатите не наступает.
Вот статистика за пять лет: в городе в 2002 году, когда только-только начали делать прививку от гепатита, заболели 13 (естественно, непривитых) детей, в 2006 — один, в нынешнем — ни одного. Именно благодаря прививкам дети перестали болеть краснухой и гепатитом. И если мы сохраним вакцинацию в таком же объеме, как сейчас, есть надежда, что эти болезни уйдут совсем.
В 2003 году в городе около 200 детей заболели так называемой свинкой. Эта инфекция особенно опасна для мальчиков: она поражает железы внутренней секреции и половые мужские железы, переболевшие страдают потом бесплодием. Прививка против эпидпаротита включена в национальный календарь не так давно, и у нас было много непривитых детей и взрослых. Но когда возникла вспышка, провели массовую вакцинацию, в результате в этом году только один ребенок переболел свинкой.
Другими словами, чтобы дети не болели, они должны получать прививки. А родители, как и в 80-х, отказываются от вакцинации. В этом году официальный отказ написан на 94 малышей, 11 из них нет и года. Непривитый ребенок — это как “мина” замедленного действия, он становится источником инфекции в детском коллективе, где не у всех в силу особенностей организма 100-процентный эффект от прививки.
Он и сам может заразиться в детском саду. Например, полиомиелитом. Прививка проводится живой вакциной в виде капелек в рот ребенка. Вирусы размножаются в кишечнике малыша и потом в течение 60 дней выделяются вместе с калом. Эту прививку делают детям до
2-3,5 лет, у которых гигиенические навыки еще недостаточно сформированы, и непривитый ребенок может “подцепить” инфекцию.
У такого высока опасность заразиться в детском коллективе и дифтерией, как это было с умершей девочкой. Ведь получившие прививку дети могут быть носителями возбудителя. Кроме того, у непривитого ребенка, которому не делали прививки, высок риск даже при самом незначительном ранении заболеть столбняком.
В заключение хочу сказать: если родители не хотят, чтобы их детей прививали в общей массе в садике, школе, на участке у врача, то они могут подойти в 209-й кабинет поликлиники. С 8.00 до 16.00 там работает врач, который занимается только прививками. Он осмотрит малыша, даст совет, составит, если требуется, индивидуальный календарь вакцинации, сам сделает прививку.
Маргарита МАКЕЕВА,
главный врач
детской поликлиники.