Что изменится в России с 1 декабря 2024 года

Чуда не случится, пора засучить рукава

12.12.2007 /

Мониторинг, проведенный Высшей школой экономики в 2006 году, показывает, что работать студенты начинают уже с первого курса. Это делают 34,5 процента первокурсников. Среди слушателей магистратуры таковых уже 73,9 процента. Решила выяснить, насколько верны эти цифры по отношению к студентам чебоксарских вузов.

Опросив студентов педуниверситета, сделала вывод — на первом курсе не работает почти никто. Чем старше, тем больше трудящихся, но тех, кто сумел устроиться по специальности, — единицы. В основном работают продавцами, официантами, некоторым повезло устроиться в “Макдональдс”. Причем большинство из тех, кто ответил на вопрос о трудоустройстве утвердительно, девушки. Обычный ответ опрашиваемых парней: “А зачем? Еще успею”.
По профессии, близкой к будущей специальности, чаще удается устроиться студентам технических факультетов. Однако из-за сложности программ обучения они начинают работать ближе к третьему-четвертому курсам.
Исключение составляют люди творческих профессий. Большинство из тех, кто серьезно занимается музыкой, хореографией, успевают и учиться, и работать. Но трудиться они начали даже раньше, чем стали студентами, поскольку еще в детстве “примеряли” образ того, кем видели себя в будущем.
Среди работающих студиозусов больше всего “бесплатников”, то есть обучающихся за счет бюджета государ­ства. Студенты, обучающиеся на коммерческой основе, трудоустраиваются гораздо реже. Разумеется, это связано с хорошим материальным обеспечением семьи, позволяющим студенту по­святить себя целиком учебе.
И все же далеко не всегда главный мотив трудиться — материальный. Конечно, когда работаешь по специальности, не имеющей ничего общего с будущей профессией, трудно ожидать, что приобретешь практические навыки и обогатишь свое резюме. Однако требование наличия опыта при найме на работу в большин­стве престижных организаций и фирм стало давно привычным, и, предвидя трудности с трудоустройством по окончании вуза, некоторые студенты пытаются устроиться именно по специальности, чтобы увеличить шансы.
Подыскать работу, с которой свяжешь свое будущее, сложно. И некоторые студенты, выпуск­ники, проявляя инфантилизм, считают, что окружающие просто обязаны помочь им в поиске вакансии. У одних в “неоплатном долгу” оказываются родители и род­ственники, у других — друзья и знакомые, а третьи уповают на агентства по трудоустрой­ству и службы занятости.
Мама моей знакомой жаловалась: с трудом упросила подругу устроить дочь в юридиче­скую контору, чтобы она имела возможность получить необходимый опыт, а девушка (студентка заочного отделения, кстати) наотрез отказалась, узнав о размере предлагаемой оплаты. Другая, выпускница новочебоксарского колледжа, с удивлением обнаружив, что по специальности, прописанной в дипломе, ее не встречают с распахнутыми объятиями, так и сидит дома второй год, надеясь, что вдруг случится чудо и все устроится само собой.
На мой взгляд, вряд ли стоит перекладывать на кого-то ответственность за трудоустройство. Человек сам отвечает за собственную жизнь, за свои беды и достижения. И чем раньше мы осознаем это, тем больше выиграем.
Юлия КРУТОВА.
P.S. А как думаете вы? Почему так трудно студенту или выпускнику устроиться на работу? К разговору приглашаем и родителей, и работодателей.