Что изменится в России с 1 ноября 2024 года

Пичче

7

В тридцатых годах прошлого столетия в нашей стране усиленно боролись с неграмотностью. Был введен Закон о всеобщем обязательном семилетнем образовании. Престижность профессии учителя резко возросла. Наиболее одаренная часть молодежи пошла учиться в педагогические учебные заведения. Среди них — мой старший брат Василий Любимов. О нем и хочу рассказать.

 

 Окончив с Похвальной грамотой Анат-Кинярскую семилетнюю школу бывшего Ишлейского района, 14-летний подросток подался в Чебоксарское педучилище. Приняли без вступительных экзаменов, но из-за малолетства только кандидатом, то есть без стипендии и общежития. Первую же экзаменационную сессию он сдал на “отлично”. Его перевели в студенты, назначили повышенную стипендию, предоставили койко-место. Василий отучился год, другой, третий...
Оставалось несколько месяцев до итоговой
аттестации. Во время преддипломной практики вызывает парня к себе заведующий РОНО, вручает приказ о назначении его заведующим Сыбойкасинской начальной школой. Там все четыре класса остались на попечении одной учительницы. Остальные педагоги ушли на фронт. Так студент в марте 1942 года, отложив учебу, возглавил школу. Сейчас трудно сказать, насколько хорошо 16‑летний подросток без опыта и достаточных знаний справлялся с обязанностями директора и к тому же вел уроки в двух классах.
Через 10 месяцев 17‑летнего Василия призвали в армию.  Сразу на фронт его не послали. Сначала был курс боевой подготовки. Лишь год спустя связист Любимов попал на передовую. Участвовал в освобождении Белоруссии, Латвии, Литвы, Польши. Несколько раз был ранен и контужен, терял боевых друзей, но самого судьба хранила. Солдатские письма-треугольники приходили домой регулярно. Брат писал, что мечтает, добив зверя в его логове, завершить обучение в пед­училище. Отвечал ему я, как самый грамотный из оставшихся членов семьи. Учился тогда в 4 классе. Писал, что все у нас хорошо, хотя порой голодали, отец часто болел.
В январе 1945-го Василия тяжело ранили. Пуля раздробила ему ногу. День Победы брат встретил в госпитале закованным в гипс. Когда его сняли, приехал домой. На костылях (одна нога стала короче на 5 сантиметров), зато живой! И с боевыми наградами.
В школах же по-прежнему не хватало учителей. И потому Вася снова начал преподавать. А в 1948 году он окончил училище с красным дипломом. Потом и институт. Затем более 30 лет преподавал математику и физику в разных школах.
Василий Миронович всегда был в гуще общественных мероприятий на селе. Женился на колхознице, выстроил просторный дом. Вместе с супругой воспитали двух дочерей и сына. Старшая Роза получила экономическое образование, до выхода на пенсию трудилась на Ишлейском заводе высоковольтной аппаратуры. Сын Олег после окончания физтеха в городе Долгопрудном стал инженером-конструктором, работает в Калуге. Младшая Вера, выпускница Горьков­ского госуниверситета, сейчас трудится старшим инженером-программистом на “Химпроме”.
Младшие братья Василия — Никита, Иван и я — уважительно звали его “пичче” (с чувашского — старший брат), всегда и во всем старались подражать ему. Думаю, он действительно был того достоин. Уже выросли двое внуков и внучка Василия, все получили высшее техническое образование. Жаль, брат не может за них порадоваться. В день своего 60-летия в результате несчастного случая он ушел из жизни...
Георгий ЛЮБИМОВ.