Забирал недавно свою дочку-четвероклашку с последнего урока в новочебоксарской школе. К классу прошел без задержек, бросив на ходу в фойе дежурному охраннику-женщине: “Я за ребенком”. Обратно шли с дочкой вдвоем. Дама в форме поинтересовалась лишь ее фамилией и именем да спросила, в каком классе учится. Конечно, возможно, она помнит меня в лицо как родителя, однако случай заставил задуматься. На всех уровнях говорят о необходимости усилить безопасность, особенно в детских учреждениях. Насколько защищены наши дети? Мы посмотрели на ситуацию глазами постороннего.
Как есть, проверили “Грани”
Итак, 3 декабря. В школе № 9 около 9.15 на вахте дежурный отсутствует. Лишь висит на спинке стула чей-то пиджак да горит включенная настольная лампа. Понятно, вахтер бдит, просто отлучился. Я поднялся на второй этаж, прошел мимо открытой двери приемной директора, потом дальше по коридору. Далее по лестнице направился на третий этаж. Дошел до туалетов одного крыла, потом другого, напротив. Попавшаяся навстречу уборщица со шваброй ни о чем не спросила. Я словно находился в некой шапке-невидимке.
Возвращаюсь по коридору первого этажа, иду по длинному коридору гардероба... На вахте по-прежнему никого. Просто страна непуганых родителей какая-то. Двойка за безопасность!
На территорию школы № 10 заезжаем на редакционном автомобиле прямо во внутренний двор. На сей раз проверять систему школьной безопасности отправляю водителя Сергея. Тот беспрепятственно проходит внутрь, доходит до третьего этажа и, никем не опознанный, возвращается. Рассказывает, что бабушка-вахтер его вообще не заметила, поскольку в этот момент что-то искала под столом.
Беседую с директором Юлией Бочаровой. Та сообщает, что родители учеников отказались нанимать охрану, потому школа обходится бабушкой-вахтершей. Та в свое оправдание говорит, что “родители некоторые наглые сразу проходят, хотя обязаны подходить, здороваться, паспорт показывать”. Все, что может такая система, это задержать на входе добропорядочных родителей, но уж никак не злоумышленника.
Школа № 17 — одна из самых больших в нашем городе. Здесь около 1100 учеников. На первом этаже дежурит сотрудница ФГУП “Охрана”. Не обращая на нее внимания (якобы не заметил), иду к лестнице. Через несколько шагов меня окликают: “Мужчина, вы к кому?” Возвращаюсь к посту охраны. Говорю, что иду к директору. — “Зачем?” Называю надуманный предлог. — “Документы есть?” — “Нет, дома забыл”. В принципе, меня сейчас по-хорошему должны спровадить домой за паспортом. Нет, записывают в журнал со слов и пропускают.
Замечаю монитор с выведенными на него изображениями с камер видеонаблюдения: под прицелом почти все коридоры. Намеренно “ошибаюсь” этажом и слоняюсь по коридорам. Минут 10‑15 жду, что охранник заметит на экране метания постороннего человека, но, видимо, тот за монитором не следит. Тогда иду в приемную директора школы, где раскрываю свое инкогнито.
Директор Наталья Кротова говорит, что очень большое внимание уделяет вопросам безопасности, просто охранник в школе новый, работает второй день. А так посторонних на этажи в течение дня не пропускают. Что ж, надеюсь, выводы в школе этой и не только все же сделают.
P.S. Честно говоря, не знаю, кто должен обеспечить охрану учащихся: их родители, муниципалитет или те и другие совместно. Давайте обсуждать! Только не надо прятать голову в песок и делать вид, будто проблемы не существует. Ни к чему хорошему это не приведет.
Как должно быть
Начальник управления по делам ГОиЧС Новочебоксарска Алексей Ермаков пояснил, что в каждом конкретном учебном заведении правила расписаны в паспорте безопасности, который утверждает директор школы. Однако в любом случае постороннего в школе должны остановить, попросить документ, удостоверяющий личность, спросить, к кому человек идет, созвониться с сотрудником, предупредить о госте. Через систему видеонаблюдения (во многих новочебоксарских школах видеокамеры имеются на этажах и лестничных пролетах) проследить, чтобы визитер не свернул “не туда”. И еще отметить время прихода и ухода гостя в специальном журнале.