Актер по имени Гений
Фильмы с его участием смотрели все хотя бы один раз. Это и “Весна на Заречной улице”, и “Баллада о солдате”, и “Неуловимые мстители”. Завтра народному артисту России Геннадию Юхтину исполнится 80 лет.
Он родился 30 марта 1932 года в селе Чубовка Куйбышевской области в семье молодых коммунистов, которые во всем соответствовали эпохе и назвали своих детей Идеей и Гением.
Мальчик рано осиротел, и его определили в специальный детский дом, откуда Гена сбежал. После долгих скитаний из одного казенного учреждения в другое будущий народный артист России оказался в Поволжье и словно попал в рай — обрел и друга на всю жизнь, и будущую профессию: трогательная, добрая воспитательница, бывшая актриса, приобщила своих воспитанников к художественной самодеятельности. Вот тогда-то юноша всерьез увлекся театральным искусством.
Получив аттестат об окончании школы, Гена сразу же рванул в Москву и с первой попытки поступил на курс Ольги Пыжовой и Бориса Бибикова, выпустивших Вячеслава Тихонова, Нонну Мордюкову, Любовь Соколову. В 1955 году молодого актера приняли в легендарную труппу Государственного театра-студии киноактера вместе с Николаем Крючковым, Петром Алейниковым, Марком Бернесом.
Многих выпускников ВГИКа, попавших на эту сцену, тут же расхватали на съемки. Перед Геннадием в то время встала дилемма: уезжать в Кунгур на съемки “Чужой родни”, там он уже был утвержден на роль, или в Ленинград на пробы “Дела Румянцева”. “Лучше синица в руках, чем журавль в небе”, — решил он. Так кинодебютом для Геннадия Юхтина стала эпохальная лента “Чужая родня”.
А через два месяца творческая группа переехала в Ленинград, где выяснилось: роль в картине “Дело Румянцева” до сих пор свободна. Фортуна улыбнулась в очередной раз, и фильм сделал Гения знаменитым.
Предложения сняться в кино актеру последовали одно за другим. Его приглашали сыграть героев социального плана, рабочих парней, лирических и патриотических защитников Родины в популярные фильмы, в которых люди на фоне вымученного, стилизованного, зажатого в узкие цензурные рамки, лакированного послевоенного искусства стали играть самих себя, свое время и свое поколение. Такими стали инженер Крушенков (“Весна на Заречной улице”), бравый солдат Мухин (“Рассказы о Ленине”), немного скромный Павлов (“Баллада о солдате”), удалой матрос Галкин (“Мичман Панин”), строгий секретарь горкома (“Повторная свадьба”) и другие.
“Амурные” фильмы
Персонажи Геннадия Юхтина не были героями-любовниками, режиссеры порой даже не позволяли ему завести на экране роман, хоть он их об этом часто просил. Наконец в 1964 году ему все же предложили то, что надо: страдания, поцелуи, объятия и даже постельная сцена. Его утвердили на роль Федора, мужа главной героини в драме “Фро” по рассказам Андрея Платонова. Но и тут не повезло: партнерша, настоящая красавица, была замужем за очень ревнивым грузином, режиссером этой картины Резо Эсадзе. Муж наложил табу на объятия и поцелуи, объясняя свой запрет тем, что у Платонова любовь платоническая, герои должны лишь страдать, изжигая себя страстью и желанием.
Через четыре года режиссер Семен Туманов все же “поправил положение”, пригласив актера на съемки в мелодраму с трогательным, драматическим сюжетом “Любовь Серафима Фролова” на роль Ромки, деревенского мужика, инвалида с детства, бабника, не призванного на войну, который остался в тылу дожидаться свою жену с фронта.
Очаровательная Лариса Лужина, отвоевавшись, застала своего “немощного мужичка” с любовницей (ее роль с блеском исполнила Тамара Семина) и бодренько отстегала благоверного солдатским ремешком.
После первого дубля Геннадий Юхтин покрылся поперечными красными полосками, после второго кровоподтеками, а потом появились синяки. Пришлось гримеру поработать, чтобы скрыть следы “нежной страсти”. С тех пор как только заходил разговор о любви в кадре, актера начинало бросать в дрожь.
Кино о войне
Юхтину не раз доводилось сниматься в военных фильмах: ходил в атаку дублей сто, на танке, коне и пешим, ухитрялся делать трюки в потешных батальных игрищах, подрывался на пиротехнических снарядах, то Геннадий побеждал, то погибал геройской смертью. А в 1964 году во время съемок фильма “Жаворонок” чуть не лишился ноги. Его герой вместе с товарищами убежал из плена прямо на танке, в какой-то момент он покинул боевую машину, все еще продолжавшую двигаться прямо на него. В самый последний момент артист все же успел убрать ногу.
Роль в фильме “Неуловимые мстители” режиссера Эдмонда Кеосаяна — одна из самых ярких в актерской биографии Юхтина, хоть и небольшая, но убедительная, очень своеобразная. Далеко не все узнавали мастера в Игнате Уши, совсем не героическом мужчине, который не устерег Даньку, за что и был убит.
Новое кино
Сегодня у киноартистов нет особого выбора: или сниматься в рекламе, сериалах, порой жутких по своей тематике, или оказаться на обочине кинопроизводства. Однако именно работы Геннадия Юхтина в сериалах, порой и эпизодические, не оставляют зрителя равнодушным. Будь то трогательный лакей Степан из “Петербургских тайн” или нагловатый Гавриил Головкин в “Тайнах дворцовых переворотов”.
Личная жизнь
Юхтин женился поздно, наверное, потому, что долго выбирал. Супруга Людмила работает бухгалтером, и Геннадий этому безумно рад.
В их семье полная демократия: никто никого не пытается переделать. Так что все помехи для счастья ликвидированы. Своих детей у народного артиста России нет, хотя экранных множество.
Наш герой любит летом уезжать на дачу, париться в баньке и придумывать истории “для личного пользования”.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправить комментарий.
- версия для печати
Комментарии