Майские праздники 2024: как отдыхаем и работаем?

Антонина ИВАНОВА: Медик не имеет права на равнодушие

Антонина ИВАНОВА: Медик не имеет права на равнодушие

Антонина ИВАНОВА: Медик не имеет права на равнодушие


0

Главврач Новочебоксарской городской больницы о своих планах и жизненном кредо

Минул почти месяц, как в горбольницу назначили нового главного врача. Антонина Иванова в системе управления региональным здравоохранением не новичок: с 2017 года она возглавляла Городскую клиническую больницу № 1 Чебоксар, до этого столичный медцентр, а о ее высоком уровне профессионализма, как и о четком выверенном подходе в лечении пациентов, знают не только коллеги, работавшие под ее началом. Теперь этот шанс появился и у жителей Новочебоксарска. С Антониной Львовной мы поговорили о борьбе с COVID-19, ответственности пациентов за свое здоровье, служении людям и командном духе.



  • Антонина ИВАНОВА, главный врач Новочебоксарской горбольницы:
    — Новочебоксарские власти совместно с врачами делают колоссальную работу по спасению жизни людей. То, как оперативно город переформатировал больницы и медперсонал под сложившиеся условия, и те отношения, которые медикам удалось выстроить с жителями, являются отличным доказательством этого.


Медицина в городе хорошая

Наша героиня в профессии уже много лет и даже не представляет, как ее судьба могла бы сложиться иначе, без медицины. Она давно занимает руководящую должность, организует деятельность целой больницы. Однако при этом Антонина Львовна прежде всего врач.

— Не только для новочебоксарцев, но и для многих жителей республики Новочебоксарская горбольница особая. С травмой, аппендицитом, грыжей, инфарктом, варикозом многие пациенты стремятся попасть на лечение именно сюда. Ежегодно экстренную и плановую медицинскую помощь здесь получают десятки тысяч человек. Антонина Львовна, что, на ваш взгляд, отличает НГБ от других многопрофильных клиник?

— Более чем полувековая преемственность клинических школ, которая основана на принципе “лечить не болезнь, а больного”. Можно сказать, генетика стен, которая морально обязывает нас быть профессионалами, внимательными и неравнодушными к пациентам.

— Как вы оцениваете общее состояние и развитие медицины Новочебоксарска сегодня и каковы ее перспективы? На что следует обратить особое внимание и сделать акценты?

— Медицина в городе однозначно хорошая. Может быть, не такая красивая, как, скажем, в ведущих клиниках страны. Единственный минус — нам не хватает современного подхода, ведь медицина должна быть ориентирована на пациента. Ей, как и любой отрасли, нужно развиваться. Новое здравоохранение, информатизация требуют существенных организационных изменений, чтобы помощь людям была максимально эффективной. А что такое эффективность? Чтобы врач был хорошим, он должен иметь мощную практику плюс постоянно учиться чему-то новому. Это требует в определенной степени концентрации ресурсов.


Стандарт “бережливый”

— В Чувашии продолжается реализация совместного проекта Минздрава РФ и госкорпорации “Росатом” “Бережливая поликлиника”, который направлен на повышение эффективности поликлиник и улучшение качества предоставляемой медицинской помощи. На каком этапе реализация проекта?

— Его основная задача — повышение удовлетворенности пациентов, сокращение очередей, сроков ожидания медпомощи. При этом эффективность работы медицинских работников также повышается за счет грамотной логистики. Мы стараемся и стремимся к улучшению. Конечная цель медицинских организаций, работающих по такому стандарту, — сокращение в три-пять раз времени ожидания в регистратуру, к участковым и узкопрофильным специалистам.

— То есть достичь результата можно благодаря совокупности используемых инструментов: разделению пациентов на тех, кому нужен плановый прием, и тех, кто нуждается в неотложной помощи, а также внедрению онлайн-записи к врачам, организации электронной очереди для пациентов?

— К сожалению, есть пациенты, которые не удовлетворены работой поликлиники, и причиной жалоб является не столько качество медицинских услуг, сколько недостаточная организация внутренних процессов. Организовать их правильно — одна из главных задач “бережливого” стандарта. Однако самостоятельно “бережливые” поликлиники не решат вопросы кадрового дефицита и финансирования.


Слышать каждого

— Бывает, к нам в редакцию  обращаются горожане, критично оценивающие качество медобслуживания. В отделении нет свободных мест или врач некорректен. Какая работа проводится в этом направлении?

— Что касается человеческого фактора, то я, как главврач, убеждена: пациент всегда прав, даже если медицинский работник считает иначе. В любом случае человек находится в процессе лечения, подчас сложного, требующего мобилизации всех ресурсов, а значит, он слабее. Чувства сострадания и понимания при определенной абстрагированности — вот тот самый баланс, профессиональное кредо любого врача.

Указывая работнику на некорректность, я всегда подчеркиваю: мы пришли в профессию по призванию и должны помочь пациенту в любой ситуации, найти компромисс. Ободряющее слово и простая улыбка в процессе лечения иногда творят чудеса.

— Для реализации задач вам, уверен, необходима мощная профессиональная команда. Вы уже сформировали ее?

— Весь коллектив больницы — это специалисты высокого класса, которые понимают и поддерживают общие цели и задачи. “Ядро” руководителей останется прежним, и я счастлива, что в начале моей работы в качестве главного врача горбольницы меня окружают именно эти люди — профессионалы и единомышленники. Вместе мы сможем достичь высоких целей.

Начало работы на руководящей должности — это период, когда нужно определиться с общей стратегией развития организации. Гармоничное и равномерное динамичное развитие всех сфер деятельности больницы — основной принцип. Я не намерена делать акцент на чем-то одном, например, только вкладывать силы и ресурсы в техническое оснащение клиники или в менеджмент, стремиться сделать его образцово-показательным либо концентрироваться только на науке и инновациях. Успеха можно достичь лишь при комплексном решении всех задач.


Ковид научил адаптироваться

— Антонина Львовна, пандемия коронавируса с нами почти два года. Как вы можете оценить ее влияние на региональную систему здравоохранения?

— Все, что с нами происходит, несет в себе некий опыт, который нужно уметь извлекать и использовать во благо.

Если говорить об отрицательных моментах пандемии, в первую очередь это перенапряжение человеческих ресурсов до предела сил и возможностей. Такая нагрузка тяжела для всех, но в наибольшей степени она отразилась на медперсонале, которому довелось работать в моменты пиковых нагрузок. Остро ощущался дефицит времени, приходилось экстренно перестраивать финансовые механизмы, чтобы решать “горячие” вопросы, шла непрерывная, изматывающая борьба за каждого тяжелого пациента.

Но у случившегося есть и положительная сторона: мы научились работать и работаем успешно с новым опасным заболеванием. Большинство пациентов выздоравливает и выписывается из стационаров, возвращаясь к привычной жизни. Это достижение трудно переоценить как с профессиональной точки зрения врача, так и с точки зрения далекого от медицины человека.


  • DSC_0064aivanova.JPG