Аристократ российского кино пережил супругу на 40 дней
Вчера в подмосковном поселке Рождествено рядом с матерью похоронили актера, режиссера и продюсера Александра Пороховщикова. Он скончался 15 апреля в одной из московских больниц. Народный артист России известен по фильмам “Гори, гори, моя звезда”, “Свой среди чужих, чужой среди своих”, “Звезда пленительного счастья”, “С любимыми не расставайтесь”, “Ворошиловский стрелок”.
Александр Шалвович родился 31 января 1939 года в Москве. Его прадеда Александра Александровича знали как дворянина, мецената, владельца “Славянского базара”, одного из архитекторов храма Христа Спасителя. Отец-хирург рано ушел из семьи, его заменил отчим Михаил Дудин.
По первому образованию Александр врач, окончил Челябинский мединститут. В вузе студент много времени уделял органической химии и хирургии, а также занимался музыкой (играл в собственном джаз-бэнде) и спортом. Дома будущий врач часто делал операции на лягушках, причем, как говорил, ни одно земноводное не погибло.
О дежурствах в больницах он всегда вспоминал с особенной теплотой, пациенты его любили, в том числе за превосходное чувство юмора. Многие старушки смеялись над анекдотами юноши до потери сознания, а одна бабушка от хохота упала с кровати, будучи под капельницей. К счастью, обошлось без травм.
Жизнь в театре
Но Саша понимал, что на профессии медика не разбогатеешь, и большие амбиции связывал с театральной деятельностью. В 1960 году мать устроила его мебельщиком-реквизитором в Театр им. Е.Вахтангова. И вскоре он поступил на вечернее отделение легендарной “Щуки”. На дневное его не зачислили: на вступительном экзамене абитуриент подрался с пожарным, случайно испачкавшим его рубашку. В 1966 году его пригласили в Театр сатиры как острохарактерного комедийного актера.
Дебютным для Александра стал спектакль “Доходное место” режиссера Марка Захарова. Там же играли Андрей Миронов и Анатолий Папанов. Причем главная роль предназначалась А.Пороховщикову, однако произошла замена и Жадова исполнил Миронов. Эта перестановка раззадорила вспыльчивого выпускника Щукинского училища, и роль Белогубова немедленно стала легендой театральной Москвы.
Затем была пьеса “Банкет” Григория Горина и Аркадия Арканова. Председатель райисполкома получился настолько остросатирическим, что главный режиссер Валентин Плучек побоялся: если ничего не поменять, спектакль закроют. Поэтому из 30 страниц текста оставил Пороховщикову одну. Актер отказался, долгое время появлялся только в массовке.
Спектакль “Обыкновенное чудо” по пьесе Е.Шварца, в котором Александр Шалвович репетировал роль министра-администратора и придумал ставшую впоследствии крылатой фразу о “крылышках – бяк, бяк, бяк, бяк”, на сцене так и не появился. Когда Пороховщиков заявил, что уходит, Плучек скептически спросил: “Ты думаешь, что где-нибудь лучше найдешь?” Это только укрепило принятое решение. Пороховщиков ушел и фактически оказался на улице.
Из творческого застоя вывел его Юрий Любимов, пригласил посмотреть спектакль “А зори здесь тихие...” и предложил работу без экзаменов на профпригодность и прослушиваний. Но актера часто готовили на замену Высоцкому, что Александру Шалвовичу не понравилось. Затем были судьбоносный Театр им. А.Пушкина и встреча с будущей женой Ириной.
Александр и Ирина
Она работала костюмером в ГИТИСе и поначалу А.Пороховщиков ей не нравился — за его репутацию донжуана.
Первое свидание состоялось только через два месяца после знакомства. Они гуляли по Москве, долго разговаривали, и после второго променада девушка влюбилась. Если жизнь Ирины изменилась в корне и она с трудом скрывала от окружающих свое сумасшедшее счастье, то в жизни Пороховщикова вроде бы ничего и не изменилось. Мастер по-прежнему пропадал в шумных компаниях, никому не давал отчета о своих поступках и жил без оглядки на чужое мнение.
Перелом к лучшему в этих странных отношениях наступил только в середине 80-х. Однажды Александр Шалвович завел разговор о своем роде, предках и, в частности, об аресте деда. Затем неожиданно поинтересовался: “Если когда-нибудь за мной придут, я буду отстреливаться. А ты что будешь делать?” Ответ “подавать патроны” стал решающим. Оказывается, артист всегда проводил этот своеобразный тест.
Официально Александр Пороховщиков и Ирина Жукова зарегистрировали отношения лишь в середине 90-х. Всю жизнь маэстро с теплотой отзывался только о двух женщинах — матери и супруге. И при создании фильма “Цензуру к памяти не допускаю” актер, сценарист и режиссер настаивал на участии в съемках именно этих двух близких людей.
Кинолента принесла небывалый успех: после телевизионного показа часто стали звонить критики и возмущаться: “Где вы были раньше?! Ваша картина достойна фестивалей...”. В итоге произведение киноискусства завоевало немало наград в Сан-Ремо, Каннах, Сан-Рафаэле и на других кинофестивалях.
Дом-музей Пороховщиковых
С 2000-х годов Пороховщиков часто появлялся на экранах телевизоров в сериалах. Вот лишь немногие: “День рождения Буржуя”, “Черная комната”, “Даша Васильева. Любительница частного сыска”, “Слепой”, “Под Полярной звездой”, “Кадетство”.
Большую часть заработка он тратил на восстановление дома-музея Пороховщиковых в Староконюшенном переулке. После бюрократической возни и волокиты в 1996-м особняк удалось арендовать у правительства Москвы на 49 лет, и началась приятная, но утомительная работа по реконструкции старинного здания. Кроме этого, Александр искал материалы для создания уникальной экспозиции, рассказывающей о прадеде и деде, занимался воссозданием своего родового древа. Бывало, сутками просиживал в библиотеках, нашел бумаги, датированные XIV веком, где упоминалась фамилия Пороховщиковых. “Я обнаружил потомков нашего рода в Париже, Англии, даже в Индонезии. Оказывается, по одной из родственных ветвей в числе моих предков композитор Петр Ильич Чайковский и Патриарх Алексий Второй”.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправить комментарий.
- версия для печати