Майские праздники 2024: как отдыхаем и работаем?

Бесправные СИМщики: это ненадолго

Любителям рассекать на самокатах приготовиться: грядет очередное ужесточение ответственности. Фото 59.ruБесправные СИМщики: это ненадолго

Любителям рассекать на самокатах приготовиться: грядет очередное ужесточение ответственности. Фото 59.ru

Член комитета Госдумы по транспорту Александр ТОЛМАЧЕВБесправные СИМщики: это ненадолго

Член комитета Госдумы по транспорту Александр ТОЛМАЧЕВ

Директор Ассоциации операторов микромобильности (АОМ) Ксения ЭРДМАН.Бесправные СИМщики: это ненадолго

Директор Ассоциации операторов микромобильности (АОМ) Ксения ЭРДМАН.

Член Совета Федерации Артем ШЕЙКИН.Бесправные СИМщики: это ненадолго

Член Совета Федерации Артем ШЕЙКИН.


0

Близится тот день, когда нерадивых самокатчиков, игнорирующих как всех вокруг, так и нормы закона, все же “усмирят”. Система, которая в режиме реального времени будет выявлять на дорогах нарушения при движении на электросамокатах, уже тестируется в Москве. А значит, скоро очередь дойдет и до остальных регионов.

“Средства индивидуальной мобильности изменили городскую среду, — прокомментировал член комитета Госдумы по транспорту Александр ТОЛМАЧЕВ. — Государственные и муниципальные органы внедряют новые способы наблюдения за дорожным движением и наказания нарушителей”.
Он также отметил, что “поумневшие” камеры смогут отличить самокатчика от, скажем, бегуна. “Для того сейчас и проводится тестирование системы, чтобы выявить недостатки и их исправить. Само знание о том, что тебя контролирует камера, должно дисциплинировать владельцев СИМ”, — подчеркнул парламентарий.
Если говорить об аналогии с видеофиксацией нарушений ПДД владельцами автомобилей, то само собой напрашивается предложение допускать на дороги только СИМы, имеющие идентификационный номерной знак. А для лиц, управляющих СИМами и желающих выехать на дорогу, ввести обязательную сдачу экзамена на знание правил дорожного движения. С этим предложением согласны и в Госавтоинспекции.

Врешь, не уйдешь
Если рассудить здраво, то регулирование этого сектора неизбежно, ведь количество электросамокатов стремительно растет.
По статистике ГИБДД, в большинстве ДТП с участием СИМ последние имеют электродвигатель мощностью от 0,25 до 4 кВт, что характерно именно для частных самокатов. Они и представляют сейчас наибольшую угрозу, поскольку по сравнению с прокатными не имеют предельного ограничения скорости, не умеют замедляться, не распознают зоны запрета движения, и идентифицировать пользователя или владельца в случае ДТП невозможно.
Впрочем, водителям СИМ стоит помнить, что штрафы за нарушение ПДД — это не единственное наказание, которое они могут понести. Уголовная ответственность за причинение вреда здоровью действует для них так же, как и для остальных участников дорожного движения.

Идентифицируйтесь
Как же можно отслеживать частные самокаты?
“Исходя из ГОСТа на электрические СИМ, в будущем их перемещения должны распознаваться через систему GPS по аналогии с прокатными сервисами. Есть планы по регистрации СИМ по упрощенной системе — путем внесения ТС в федеральный реестр через “Госуслуги”. Когда это будет реализовано, мы сможем фиксировать движение частных самокатов, закладывая в них верхнее ограничение скорости, а также зоны ограничения движения и зоны сниженной скорости. Это будет следующий важный шаг к упорядоченной структуре движения СИМ в России”, — комментирует директор Ассоциации операторов микромобильности (АОМ) Ксения ЭРДМАН.
До прошлой весны за пользователями самокатов не был закреплен конкретный статус, юридически они относились к категории пешеходов с соответствующим набором прав: передвигаться они могли только по тротуару или пешеходной зоне.
Тем временем кикшеринг-операторы, предоставляющие услуги краткосрочной аренды электросамокатов, стали вводить единые правила сначала внутри сервисов, а затем закрепляли их через соглашения с администрациями городов. По итогам обсуждения в каждом отдельном городе была закреплена максимальная скорость — 25 км/час, определены зоны запрета движения и сниженной скорости — в парках, на узких улицах, в местах большого пешеходного трафика. Также были выработаны правила организации парковок. Эти соглашения носили характер акта доброй воли до 1 марта, когда в силу вступили поправки в ПДД, где было закреплено понятие “средство индивидуальной мобильности” и величина его предельной скорости, правила управления, а также части улично-дорожной сети, разрешенные для его передвижения.
Ключевым изменением принятых в ПДД поправок стала возможность приоритетного движения всех СИМ по велоинфраструктуре. И много негатива от общественности связано с тем, что электросамокаты находятся сейчас преимущественно на тротуарах и пешеходных зонах. Однако в отсутствие велоинфраструктуры они на своем законном месте, ведь в отсутствие велодорог и полос регулятор предписывает пользователю СИМ переместиться на тротуар.

Так и лезут на дорогу
Должны ли водители СИМ получать права?
“В отношении мощных экземпляров — однозначно да. Имеет смысл вводить обучение вождению с последующим получением прав, как это делается для мопедов. Тем более что самокаты массой больше 35 кг имеют право передвигаться только по проезжей части”, — считает директор АОМ.
Планомерное развитие СИМ как транспорта и средств микромобильности уже взял под контроль Минтранс России: в ведомстве подготовили дорожную карту мероприятий, направленных на дополнительное регулирование развития СИМ и обеспечение безопасности дорожного движения.
 “Сейчас обсуждаются инициативы по уменьшению скорости езды на самокатах по тротуарам до 10 км в час. Также рассматривается введение страхования для электросамокатов, а информацию о владельцах СИМ предлагается передавать правоохранительным органам”, — сообщил член Совета Федерации Артем ШЕЙКИН.
В Министерстве транспорта предлагают использовать комплексный подход: доработку существующего регулирования, включая правила движения СИМ по пешеходным зонам, уточнение требований к инфраструктуре, обеспечение детальной статистики ДТП с участием СИМ. Отдельным направлением работы выделяют образовательную и просветительскую деятельность по правилам использования СИМ. В соответствии с этой картой индустрию планируют развивать и администрации городов.


ПРЕДЛОЖЕНИЯ

В Госдуму внесен законопроект о мерах наказания водителей СИМ.
Депутаты, в частности, предлагают:

  • за использование СИМ с нечитаемым, незарегистрированным или подложным госзнаком — штраф от 500 до 5000 рублей;

  • за движение по пешеходным дорожкам, тротуарам, пешеходным зонам и в зонах, где движение СИМ запрещено, — 2000 рублей,
  • за езду с пассажиром — 5000 рублей,
  • за отказ пропускать пешехода — от 1500 до 2500 рублей.

Отдельные меры предложены за превышение скорости:

  • на 10–20 км/ч — 500 рублей,
  • на 20–40 км/ч — от 1000 до 2000 рублей,
  • свыше 40 км/ч — от 2000 до 3000 рублей.

Штраф за рецидив составит 5000 рублей, также возможен арест на срок от 10 до 15 суток.
Арест, в случае принятия поправок, будет применяться и к пьяным водителям самокатов в случае повторного нарушения (а за первое нарушение штраф составит 5000 рублей).

  • Любителям рассекать на самокатах приготовиться: грядет очередное ужесточение ответственности. Фото 59.ru
  • Член комитета Госдумы по транспорту Александр ТОЛМАЧЕВ
  • Директор Ассоциации операторов микромобильности (АОМ) Ксения ЭРДМАН.
  • Член Совета Федерации Артем ШЕЙКИН.