Без ажиотажа никак
Потребительский ажиотаж, на прошлой неделе охвативший наш город, как и всю Россию, вызвал необычайное ликование в сопредельном государстве — тамошние пользователи социальных сетей с превеликой охотой выкладывали соответствующие снимки, снабженные язвительными комментариями.
В данном случае, конечно, можно припомнить поговорку про соринку в чужом глазу и бревно в своем. Но полезнее задуматься, почему с завидной регулярностью происходят подобные вспышки нездорового покупательского гипераппетита.
События 1998-го и нынешнего года отчасти все-таки поддаются логическому объяснению, ибо связаны с обесцениванием рубля, хоть и в разных масштабах. Но “соляной бум” в начале 2006 года возник фактически на пустом месте — из-за неясных слухов. Впрочем, без впрыскивания в общественное сознание сонма порций непроверенной сомнительной информации не обошлось ни в одном из эпизодов “безумного ажиотажа”. Значит, есть те, кто заинтересован в вылавливании спекулятивной рыбки в мутной воде экономических трудностей.
Вот только почему народ раз за разом ведется на такой “лохотрон”, многократно преувеличивая реальные проблемы и трудности? Почему игнорирует официальную информацию и мнения авторитетных экспертов, почему не слышит трезвых голосов, предупреждающих о бессмысленности подобной массовой скупки?
Дело, очевидно, не только в психологии — подобный ажиотаж по психологическим причинам при скупке дешевого золота мастерски описан у А.Толстого в “Гиперболоиде инженера Гарина”: “Хуже всего было то, что никто не понимал, для чего продают золото по два с половиной доллара за килограмм. Но не купить — значило остаться в дураках. В городе началась давка и безобразие”.
В нашем случае есть еще и “генетическая” память. Расхожая формула: “Такого не припомнят даже старожилы”. Но как раз старожилы прекрасно помнят замороженные вклады на сберкнижках и странный спринтерский (всего за три дня) обмен 50- и 100-рублевых купюр при клятвенных заверениях сверху, что ничего подобного не планируется (кое-кто даже руку давал на отсечение). И не только помнят, но и предупреждают последующие поколения. В результате народ психологически всегда готов к какому-то подвоху, и при насыщении “раствора общественного сознания” экономическими и прочими трудностями разного рода сомнительные и не очень слухи и сообщения играют роль катализатора — насыщенный “раствор” кристаллизуется в форме упомянутых вспышек ажиотажного спроса.
Интересно, сколько лет гипотетического экономического процветания должно пройти, сколько поколений смениться, прежде чем в обществе исчезнет это постоянное ожидание подвоха?
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправить комментарий.
- версия для печати