“Большие гастроли”: Все жанры, кроме скучных
Три удивительных вечера подарил жителям Чувашии Московский государственный академический театр классического балета Наталии Касаткиной и Владимира Василёва в конце прошлой недели. В рамках всероссийского театрального проекта “Большие гастроли” в столице республики были показаны четыре лучшие постановки этого театра: “Дон Кихот”, “Коппелия”, “Щелкунчик” и “Сотворение мира”.
Вольная интерпретация
и полет фантазии
Есть звезды, которые не ходят на сомнительные телепрограммы, чтобы напомнить о себе. Они не грубят на публике, не попадают в скандальные ситуации, не делят имущество на глазах у всей страны и не обсуждают поступки других людей. Легенде советского балета народной артистке России Наталии Касаткиной есть что сказать своему зрителю, чем его удивить и восхитить без сомнительного пиара. Это танец, в который Касаткина вкладывает столько всего прекрасного, до этого нами не виденного, что остается только восхищаться талантом сделать танец живым.
Нам, привыкшим к другому танцу, в котором все эмоции передаются движением тела, а не мимикой, уже на “Дон Кихоте” стало весело. У танцоров Касаткиной все подчинено танцу: и тело, и лицо, и душа. Исключишь что-то одно — танец развалится. Точные, я бы сказала без преувеличений, идеально точные движения, когда рисунок танца ничем не нарушен. Эта жесткая дисциплина на сцене позволяет артисту быть самим собой и даже лучше. У зрителя в зале складывалось впечатление, что на сцене не артист, а настоящий Дон Кихот, и сцена вовсе даже не сцена, а улица в Барселоне, где кипят цыганские страсти, звучат шутки и царит веселье.
— Нам дороги все жанры, кроме скучных, — говорит Наталия Димитриевна о своих спектаклях, — артисты постоянно на связи с публикой. Не зря наши спектакли называют живыми.
В либретто из великого романа Сервантеса Касаткина и Василёв взяли всего пару эпизодов и главных героев — Дон Кихота и его оруженосца Санчо Пансо, но они выступают лишь как связующая нить в спектакле. А в остальном — вольная интерпретация и безудержный полет фантазии как в сюжете, так и в танцах.
Рыцарь Печального Образа, начитавшись романов, отправляется в путешествие. Но не в поисках Дульсинеи, а... веселых приключений. Трактирщица Китри и ее возлюбленный цирюльник Базиль, притворившиеся конем Дон Кихота, тоже отправляются в путь. Веселые истории следуют одна за другой. И в какой-то момент, когда танец полностью овладевает зрителем, понимаешь, что сюжет уже и не важен. Зал смеется и взрывается аплодисментами, а на поклоне полчаса кричит “Браво!” каждому артисту. И, конечно, ей, легендарной Наталии Касаткиной, которая все три вечера спектакль смотрела в зале, а в конце выходила на сцену. Глядя на нее в лучах софитов, восхищаешься не только талантом хореографа, но и красотой: в свои 85 лет она выглядит замечательно.
Раскрепоститься
и расслабиться
Свой театр Наталия Касаткина и ее муж Владимир Василёв (ушел из жизни два года назад в возрасте 87 лет) создавали с 70-х годов прошлого века. Все спектакли — это авторская интерпретация. Поставленный в те далекие годы спектакль “Сотворение мира”, которым завершились чебоксарские гастроли, и сейчас живее всех живых, и равных ему нет. Этот спектакль у нас уже был показан, он был в программе Международного балетного фестиваля. В “Большие гастроли” его включили по просьбе принимающей стороны — Чувашского театра оперы и балета.
“Сотворение мира” недавно было удостоено и сцены Большого театра в рамках празднования юбилейной даты балерины. Этот спектакль оставил большой след в истории советского балета еще и тем, что в роли Адама выступил однажды Михаил Барышников.
Журналистам на пресс-конференции Наталия Касаткина представила ведущих артистов своего театра Алису Воронову (Китри в “Дон Кихоте”), Ирину Довыдовскую (Мышильда в “Щелкунчике”), Артема Хорошилова (Бес в “Сотворении мира”) и Андрея Бальбота (Дроссельмейер в “Щелкунчике”).
Как рассказала журналистам Алиса Воронова, театр Касаткиной и Василёва, их хореография дают ей возможность раскрыться и раскрепоститься: “Мы выходим из училища зажатые, а тут нам предлагают выйти за общепринятые рамки”. Кроме Китри Алиса Воронова также станцевала в Чебоксарах Еву в “Сотворении мира”.
Ирина Довыдовская, по словам Наталии Касаткиной, антипод Алисы Вороновой. Высокая жгучая брюнетка с выразительным лицом завоевала сердца зрителей цыганским танцем в “Дон Кихоте” и окончательно влюбила в себя ролью Мышильды в “Щелкунчике”. Кстати, в классическом спектакле Мышиного короля танцует артист.
В список любимых звезд записаны харизматичный и мощный в танце Артем Хорошилов и флегматичный в жизни, но полностью преображающийся в танце в своего сценического героя Андрей Бальбот.
Театр продолжит свои “Большие гастроли” спектаклями в Ульяновске, Уфе, Оренбурге и Новотроицке.
О себе
Наталия Касаткина:
— Во время войны нашу семью из Москвы эвакуировали в Сибирь. Мы жили на чердаке, и там я увидела обложку журнала, на которой была изображена балерина. С того дня забросила скрипку и думала только о балете. Мой звездный час наступил в пионерском лагере: я в голубой пачке исполняю на носочках придуманный мною танец. С тех пор хотела только в балет, и ничего больше.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправить комментарий.
- версия для печати