Дочки-матери: играем по-взрослому
Современные дети стали редко играть в дочки-матери, а ведь именно в ролевых играх формируются основные социальные качества. Фото с сайта детсада № 45 г. Новочебоксарска
Какой ребенок не мечтает поскорее вырасти? Вспомните себя. “Вот я своим детям всё-всё разрешать буду”, — обижались мы на мамины замечания. А сейчас с улыбкой вспоминаем те наивные обещания. Как решить проблему отцов и детей, избежать недопонимания между поколениями и заложить основные качества будущего семьянина и родителя? Позволить дошкольнику на время стать взрослым. Такую возможность дает проект “Будущих родителей растим с детства”, реализуемый в Новочебоксарске с 2018 года.
Взрослые, подходя к воспитанию детей, зачастую бессознательно воспроизводят сценарий поведения собственных родителей и в свою очередь формируют образец семейных отношений у ребенка. К сожалению, не всегда этот пример позитивен. Быть ответственным и мудрым семьянином научиться можно, и начинать следует с дошкольного возраста, поскольку это идеальный период для активного обучения детей, в том числе и базовым компетенциям будущего супруга и родителя.
“В возрасте шести-семи лет они достаточно хорошо осознают себя, могут оценивать свои поступки, анализировать действия других людей, — говорит автор проекта “Будущих родителей растим с детства” учитель-логопед детского сада № 45 “Журавлики” Галина МОСКОВЦЕВА. — Закрепить материал можно с помощью эмоционально окрашенных впечатлений в процессе игры. И даже не имея перед глазами образца правильного родительского поведения в своей семье, ребенок сможет в той или иной степени воспроизвести полученный опыт во взрослой жизни по отношению к будущим детям, делая их счастливыми”.
Машина времени
Проект направлен на популяризацию крепкой, здоровой, гармоничной семьи, подготовку ребенка к главной социальной роли — роли родителя. Его участниками являются воспитанники подготовительных и старших групп детских садов Новочебоксарска.
Воспитатели отмечают, что современные дети практически утратили интерес к играм в семью. А ведь именно в ролевой игре проявляются и развиваются детские способности, формируются основные социальные качества у ребенка, происходит становление личности.
“Наши занятия можно сравнить с путешествием во времени, — считает воспитатель подготовительной группы детского сада № 50 “Непоседа” Елена СТЕНЬШИНА. — Сначала мы анализируем настоящее: кто мы, зачем нам нужны родители. Затем отправляемся в прошлое: знакомимся со своими предками, составляем генеалогическое древо, говорим об истории своего рода. А потом путешествуем в будущее и представляем себя на месте мам и пап. Мы заметили, что дети с радостью вовлекаются в подобные игры, с огромным интересом примеряют на себя роль родителя”.
В формате занятий-игр дошкольники получают соответствующие их возрасту представления о различных сферах взаимодействия родителя и ребенка, начиная с заботы о здоровье, умения общаться и заканчивая вопросами финансового обеспечения. При этом не получают готовые знания, а самостоятельно проигрывают проблемные ситуации, оценивают поступки друг друга, высказывают какие-то личные предположения.
“Мы тщательно отбираем материал, следуя принципу “не навреди”. Смотрим, соответствует ли он возрастным, индивидуальным особенностям детей. Преподносим его нейтрально. Чтобы ребенок, воспитывающийся в неполной семье, не чувствовал дискомфорта”, — отметила соавтор проекта “Будущих родителей растим с детства” старший воспитатель детского сада № 45 Елена ДМИТРИЕВА.
Терапия сказками и видеороликами
Галина Московцева рассказывает о мероприятиях, проходящих в рамках проекта: “Мы провели два фестиваля детских агитбригад, в которых родители вместе с детьми снимали и демонстрировали ролики о семейных отношениях. Это такая сатирическая, а иногда даже драматическая форма пропаганды, исходящая из уст детей. Взрослые удивлялись, умилялись, узнавали себя и, мы надеемся, задумывались о том, что надо что-то поменять.
Силами наших педагогов мы подготовили спектакли “Как зайчик на маму обиделся” и “Щедрое дерево”. Театрализованное представление у ребенка вызывает очень сильный эмоциональный отклик, особенно если оно имеет в своем содержании какую-то социальную проблему. После каждого представления мы раздаем книжки с заданиями. Дети отвечают на вопросы, анализируют сюжет, делают зарисовки, высказывают свое мнение. Это усиливает эффект сохранения информации.
С каждым годом мероприятий становится больше. В январе прошел конкурс мотивационных постеров на тему “Мой ребенок будет классным родителем, потому что…”, где родители уже более осознанно выразили свою позицию по этому вопросу. Выставка сейчас находится в Центре мониторинга образования города Новочебоксарска”.
Начнем с младшего брата
Активные участники мероприятий — семья ЦЫГАНОВЫХ. Юлия и Андрей воспитывают троих сыновей.
“Как бы общество ни влияло на взрослых людей, всё равно то, как человек построит свою жизнь, как будут складываться отношения в его семье, исходит из детства. Он смотрит на родителей, повторяет их модели поведения. Поэтому именно в дошкольном возрасте важно показать, какими должны быть мама и папа, — говорит Андрей Борисович. — Я стараюсь быть для них примером. В семье, где растут мальчики, очень важна дисциплина. Мы учим их быть ответственными за свои решения. Считаем, что ребенок в состоянии с детства понять, что его счастье в его же руках”.
“Первостепенное значение для нас имеет то, что в детском саду поддерживают наши внутрисемейные ценности, — добавила Юлия Вадимовна. — В программу “Будущих родителей растим с детства” попал наш средний сын Илья, воспитанник детского сада № 47 “Радужный”. И мы видим влияние занятий. Это хорошо прослеживается дома. Илья стал чаще следить за младшим братом Ярославом, при этом подходит ко всему со знанием дела. Например, если раньше пытался отвлечь и успокоить его мультиками, то сейчас поговорит и позовет поиграть. Он чувствует свою ответственность за младшего брата”.
Отсроченный результат
Конечно, становление человека как ответственного родителя — это сложный процесс, растянутый во времени. И вклад воспитателей в формирование положительных качеств будущих родителей будет заметен лишь спустя долгие годы. Но уже сейчас они замечают некоторые изменения в поведении воспитанников и их родителей.
“Когда группа только вступает в проект, у нас предусмотрен некий мониторинг детских представлений о родительстве. Такой же мониторинг мы проводим в конце года, уже после окончания занятий. Мы задаем детям одни и те же вопросы. И замечаем, как их позиция меняется. Если, например, на ситуацию “ребенок плачет и требует игрушку, на которую у вас нет денег”, сначала они говорили: поругаю, куплю игрушку, то потом отвечали: “Я буду объяснять, что деньги в семье нужно расходовать правильно”. У ребенка появилась база знаний, которая укрепит в нем веру в свою значимость как члена семьи и отразится в памяти, когда он сам станет родителем”, — уверена Галина Московцева.
ЦИФРЫ
- 82% опрошенных родителей хотели бы видеть своих детей ответственными папами и мамами, но при этом не задумываются, что для этого нужно что-то специально делать.
- 11% эти мысли не приходили в голову.
- И только 7% пытаются воспитать в ребенке качества хорошего родителя.
В анкетировании приняли участие более 1000 членов семей из 15 детских садов Новочебоксарска.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправить комментарий.
- версия для печати