Что изменится в России с 1 ноября 2024 года

Его Высочество Эраст

Фото www.nntt.orgЕго Высочество Эраст Дайджест

Фото www.nntt.org


0

 10 ноября исполнилось бы 110 лет со дня рождения народного артиста СССР, лауреата Государственной премии СССР Эраста Гарина (Герасимова).
Он родился в 1902 году в Рязани. Окончив гимназию в 1919-м, ушел добровольцем в Красную Армию. Играл на сцене Первого самодеятельного театра Красной Армии (1919-1921), участвовал в комедии Я.Княжнина “Сбитеньщик”. Тогда же взял сценический псевдоним Гарин.
Затем молодой актер перешел в театр В.Мейерхольда, где проработал до 1936 года. Параллельно в 1926-м Эраст Павлович окончил Государ­ственные экспериментальные театральные мастерские Наркомпроса РСФСР (ГЭКТЕМАС). Уже в то время он стал любимцем театральной Москвы. Его Хлестаков и Чацкий срывали настоящие овации. На очереди было завоевание сердец кинозрителей.
Первую большую работу Гарин получил в спектакле “Д.Е.” — “Даешь Европу!” — иронично-политическом обозрении, где исполнил сразу семь ролей изобретателей, демонстрируя искусство молниеносных превращений, жонглерскую ловкость, пародийность, характерность. Уже наметились черты будущего “гаринского стиля” — неповторимая манера двигаться, говорить, своеобразная мимика лица, жеста. Большое внимание актер уделял слову, интонациям и пластике, использовал приемы эксцентрики, буффонады.
Актер обладал ярко выраженной комической внеш­ностью — худощавым тело­сложением, которое подчеркивалось ношением мешковатых костюмов, выразительным лицом с длинным острым носом, оттопыренными ушами и глубоко посаженными глазами с особым остекленевшим взглядом, выдающейся вперед нижней губой, а главное — прон­зительным скрипучим голосом, манерой гундосить и “проглатывать” слова, при помощи которых он делал своих героев, если это требовалось, отвратительными и невыносимыми.
 “Женитьба”
В 1936 году Гарин, желая попробовать себя в самостоятельном творчестве, перешел от Мейерхольда в Ленинградский театр комедии и в качестве режиссера по­ставил несколько спектаклей. Однако дружбы и творческих связей с учителем не прерывал. Когда театр Всеволода Мейерхольда закрыли, а сам мастер подвергся гонениям и нападкам, только Эраст Гарин из всей труппы остался предан ему до конца. В 1939 году Всеволода Эмильевича арестовали. Свой последний вечер он провел с Гариным и его женой Хесей Локшиной, обсуждая их дебют — ленту “Женитьба” (1936).
Картина, представляющая из себя блестящее сочетание фильма и театрального спектакля, была снята Гариным в творческой мастерской Сергея Юткевича и вызвала самые разные отклики зрителей и критики, от восторженных до разгромных.
Годы войны
В годы войны Эраст Гарин и Хеся Локшина сняли картину “Принц и нищий” по одноименной повести Марка Твена.
А вот в качестве актера Гарину некоторое время не везло. Фильм Сергея Юткевича “Швейк готовится к бою” (1942) запретили по личному распоряжению начальника Главного политического управления Красной Армии А.Щербакова без объяснения причин.
Неповторимые гаринские герои
После окончания войны Эраст Павлович перешел работать в Театр-студию киноактера в Москве. А вскоре последовало предложение от Надежды Кошеверовой сыграть короля в экранизации знаменитой сказки “Золушка”.
Картина вышла на экраны в мае 1947 года. Страна все еще лежала в руинах, людям так хотелось тепла, человеческой доброты, и лента пришлась как нельзя кстати. Зрители встретили ее с благоговейным восторгом. Великолепная Золушка в исполнении Янины Жеймо, властная мачеха (Фаина Раневская), благородный принц (Алексей Консов­ский), добрый, но забитый лесничий (Василий Меркурьев) и, конечно же, непо­вторимый король!
Это одна из самых любимых зрителями роль Эраста Павловича. Актер создал образ доброго и по-детски наивного человека. Помните его смешные угрозы: “Ухожу в монастырь!” А с какой непо­вторимой интонацией он произносил: “Связи связями, но совесть тоже надо иметь...”!
Какие разнообразные роли он создавал! Добрые, наделенные детской непосредственностью парик­махер в “Неоконченной повести” (1955), дедушка главной героини Кати в “Девушке без адреса” (1957), профессор-археолог в “Джентльменах удачи” (1971). И в то же время самодовольные, злобные, такие как Каин в “Каине XVIII”.
Эраст Гарин в совершен­стве владел мастерством гротеска и потому по праву назывался “комиком с серьезным лицом” и “Бастером Китоном советского кинематографа”.
Последние годы
В конце 70-х блистательный актер оказался не у дел. Эраст Гарин умер 4 сентября 1980 года (по другим источникам — 26 августа). Похоронен в Москве на Ваганьков­ском кладбище.
Экспресс-викторина

Кого из друзей Винни-Пуха озвучивал Эраст Гарин?

Первый приславший правильный ответ на вопрос на горячий sms-номер 8-987-66-8888-0 получит в подарок магнит из серии “Грани нашего города”. Сообщение бесплатное, вы платите только своему оператору.
Первым правильно ответившим на вопрос прошлой недели стал Илья Ильин. Песню “Эх! Жизнь моя — жестянка! Да ну ее, в болото! Живу я как... поганка! А мне летать охота” Папанов исполняет в мультфильме “Летучий корабль”.

По материалам различных СМИ
  • Фото www.nntt.org