Горячую воду дадут, но за наши деньги
Позавчера состоялось заседание Совета по стратегическому развитию Чувашской Республики, где рассматривали одну из острейших тем, и не только в нашей республике. Касается она жилищно-коммунального хозяйства. Информировали о состоянии дел в данной сфере генеральный директор ООО “Коммунальные технологии” Виктор Лучинкин, начальник управления жилищно-коммунального хозяйства Министерства градостроительства и развития общественной инфраструктуры ЧР Сергей Глотов, руководитель Государственной службы ЧР по конкурентной политике и тарифам Алексей Журавлев.
Удивительно, но все информаторы начинали свои выступления с того, что тарифы на жилищно-коммунальные услуги у нас экономически не обоснованы, что они сильно занижены. И если верить энергетикам, то они еле сводят концы с концами. Как сказал В.Лучинкин, 2/3 валовой выручки от тарифов, а она составляет в год 3 млрд. руб., они тратят на закупку энергоресурсов у других энергетических компаний, остальные деньги идут на ремонт, амортизационные отчисления, ну и, конечно, на зарплату. Последняя часть затрат составляет в год 0,5 млрд. руб. Со слов гендиректора, средняя зарплата в ООО “Коммунальные технологии” 14000 рублей. В.Лучинкин жаловался, что растут неплатежи: задолженность составляет свыше 1 млрд. руб. Не платят главным образом управляющие компании, ТСЖ, ЖСК, небольшие долги имеются у предприятий, финансируемых из федерального, регионального и муниципального бюджетов, а также промышленные предприятия, торговля. Из-за этого приходится им брать кредиты в банках. (Кстати, стоимость процентных ставок, безусловно, ложится на тарифы. — Прим. авт.). Он также сетовал: “Федеральная антимонопольная служба очень активно вмешивается в нашу работу, заставляет выполнять антимонопольное законодательство”.
В этой связи резонна была реплика из зала: “Не о заниженных тарифах надо говорить, а о том, что делается на предприятии для снижения издержек”.
А на замечание председателя Совета, советника Президента ЧР Владимира Кузнецова: “Вы говорите, что тарифы сильно занижены, а у нас в республике население нищее, расходы на питание составляют больше половины доходов. При таком положении вещей даже заниженные тарифы для не менее 30 процентов населения представляют проблему. Если тарифы повысить еще, то граждан, не способных платить, будет 60 процентов” В.Лучинкин высказал свои обиды на газовиков. Дескать, цены на газ увеличились на 20 процентов. “Платежи за газ и у нас, и у наших поставщиков теплоресурсов растут, а остальные затраты за счет этого снижаются. Да, сложно платить населению, но может получиться и так, что не останется ресурсоснабжающей организации”, — подытожил он. (Раньше, когда в Новочебоксарске теплоснабжением занимались Новочебоксарские городские тепловые сети, никогда проблем не возникало. — Прим.авт.).
С.Глотов эффективным механизмом решения многих проблем в ЖКХ считает саморегулируемые организации: “Через них муниципалитеты могут воздействовать на управляющие компании. Сейчас в сфере ЖКХ появилось множество предприятий, не все они добросовестные, особенно в Шумерле, Новочебоксарске, Цивильске”. В.Лучинкин прямо сказал:
“В Новочебоксарске МУП “УК в ЖКХ” работает хорошо, “Новэк” плохо”.
Кстати, тарифы на тепловую, электрическую энергию, а также цены на горячую воду для новочебоксарцев устанавливает Госслужба Чувашии по конкурентной политике и тарифам. Раскладку тарифа на электроэнергию сделал А.Журавлев: в ней 70 процентов — ее стоимость на оптовом рынке плюс затраты федеральной сетевой компании, 30 процентов — местные затраты (на содержание сбытовой компании плюс транспортировка по сетям). Существующая схема такая: сбытовая компания приобретает энергию на оптовом рынке и продает предприятиям, управляющим компаниям. ОАО “Химпром” и концерн “Промтрактор” заявили о том, что отказываются от посреднических услуг сбытовой компании и с 2011 года начнут закупать электроэнергию напрямую на оптовом рынке. (Интересно, если то же самое сделают УК, стоимость электроэнергии для населения снизится? — Прим.авт.).
В тупик поставило А.Журавлева заявление ректора одного из вузов республики Владимира Пыжа: если в декабре прошлого года мы платили за коммунальные услуги 550 тысяч рублей, то в январе нынешнего — 1 млн. 80 тысяч. А.Журавлев пообещал разобраться.
На заседании Совета был поднят вопрос, касающийся нашего города, — то, что из крана горячей воды горожан течет почти холодная. Причина ясна: отсутствует циркуляция. Проблема существует не один год, но раньше люди не обращали внимания, поскольку в квартирах не было приборов учета. Открывали краны, сливали в канализацию до тех пор, пока вода не становилась горячей. Теперь иная ситуация, горожане научились считать деньги — хотят платить только за ту услугу, которую получают.
По словам В.Лучинкина, ТЭЦ?3 технически может наладить циркуляцию и в летний период, только для этого нужны 100 млн. рублей. Где их взять? У населения. Увеличив тариф на горячую воду. Присутствовавший на заседании Совета первый заместитель главы администрации Новочебоксарска Вячеслав Волгин пояснил, что в городе 30 процентов домов-страдальцев без горячей воды, и предложил свой вариант решения проблемы: пусть ООО “Коммунальные технологии” выставляет счета на оплату тепловой энергии управляющим компаниям не в гигакалориях, а исходя из кубических метров, то есть так, как ООО “ТГК-5” рассчитывается с ООО “Коммунальные технологии”. Тогда, отметил он, мы бы сэкономили 10 процентов средств. Однако предложение не убедило представителя естественной монополии.
Значит, остается единственный вариант — карман населения. Только вряд ли горожане могут потянуть непосильную плату? В общем проблема, сделав круг, вернулась к истоку: оказалось, не только система горячего водоснабжения в Новочебоксарске тупиковая, но и система разрешения ситуации. Так кто же разрубит этот гордиев узел?
Комментарии