Искусство с исчезновением Андрея Молокова
Андрею Молокову понадобилось 12 дней, чтобы создать скульптуру “Мотив” на VII фестивале бетонной скульптуры “Творимир”. Фото из архива А. Молокова и с официальных сайтов фестивалей
Величественный Нептун словно возвышается над всеми людьми. Высота скульптуры — 4,5 метра (Португалия, 2019 год).
Сам Андрей родился под знаком Стрельца, поэтому выбрал образ кентавра для фестиваля “Удмуртский лед” на тему “12 месяцев” (Ижевск, 2022 год).
Вместе с Наталией Чистяковой и канадкой Патрисией Лигуен сделали снежного бизона и заняли второе место (Франция, 2015 год).
Одна из последних работ – «Молодой рыбак» была признана лучшей в рамках фестиваля «Ямал необъятный» (Новый Уренгой, 2022 год)
В руках этого мастера любой материал становится пластичным и гибким: глыба льда превращается в тройку лошадей, пирамида из песка — в прекрасную русалку. Чебоксарскую набережную украшает его барельеф “Старый город”, а в Лакреевском лесу стоят три сказочные композиции с гномами из бетона. Андрей Молоков — победитель всероссийских и международных конкурсов и фестивалей по ледяным, деревянным, песчаным и соломенным скульптурам.
— Вы окончили худграф Чувашского государственного педагогического университета, уже тогда знали, что станете заниматься скульптурой?
— Я хотел стать художником. Но, когда меня на втором курсе попросили помочь подготовить снежные и ледовые скульптуры на конкурс, когда я увидел, какими волшебными, сказочными и красивыми они получаются, решил тоже попробовать.
Первым скульптором в Чувашии, который работал со льдом, был Георгий Пупин. Это он пригласил меня на международный ледовый фестиваль в Казани в 2000 году. Я только окончил университет. Он мне помогал, всё показывал, подсказывал. Мы заняли первое место. И это меня вдохновило на дальнейшее развитие в этом направлении.
— Как делают фигуры изо льда?
— Блоки (стандартный размер — метр на полметра, но сейчас всё чаще используют блоки два на два метра) добывают в водоемах или выращивают искусственно. Их собирают в одну большую глыбу с помощью манипулятора и крана. И после этого, как сказал Микеланджело, отсекают всё лишнее.
— Вы так просто об этом говорите. Но ведь процесс занимает от нескольких часов до нескольких дней. Что самое сложное?
— Когда вытаскиваешь блоки из воды, от перепада температуры они трескаются. Но это является изюминкой, трещины показывают, что скульптура хрупкая, и с ней надо быть осторожным.
Когда скульптура высокая, мы используем строительные леса. Самой высокой ледовой скульптурой, с которой мне приходилось работать, был Дед Мороз. Делали его на заказ в Москве в 2005-м. Не хочу обманывать с размером. Там было крыльцо метров пять высотой, на которое Дед Мороз облокачивался. Ну, если прикинуть, с шапкой он метров 10 был.
— Вы ведь еще делаете скульптуры из песка?
— Из песка все делали в детстве (смеется). В 2004 году в Анапе проходил международный фестиваль, где я впервые попробовал сделать песчаную скульптуру. Было интересно: какой она получится в итоге?
Обычно для скульптора перейти с одного материала на другой труда не составляет. Есть только некоторые нюансы. Например, поскольку песок сыпучий, сама скульптура из него должна выглядеть пирамидообразно: внизу широкая, кверху сужается.
— А если сравнить эти два материала, в чем разница?
— Я скажу, что самая большая и значимая разница — в условиях. Работать с песком летом или весною в тепле намного приятнее, чем со льдом на холоде в минус 30.
Ну и в инструментах. При работе со льдом крупные детали ты отсекаешь бензопилой, с песком — лопатой. Маленькие детали: лед — стамесками, песок — мастихинами, мастерками и кисточками.
— С какими еще материалами работаете?
— С сеном и соломой. Если помните, на кольце по проспекту Ивана Яковлева в Чебоксарах стояла соломенная скульптура “Девушка на луне”, а возле филармонии “паслись” мои соломенные лошади.
Пробовал работать с бетоном. Очень понравилось. Появляется возможность создать хорошую композицию с маленькими деталями и сохранить работу на долгие годы. Она держится на металлокаркасе и в отличие от ледяной скульптуры не растает.
Мне интересно работать с любым материалом. Это как проверка себя: справишься ты с ним или нет? А в чем особенность скульптур, которые со временем исчезнут, так в том, что это искусство существует в этот момент. Может тебя впечатлить и остаться в памяти надолго либо не тронуть совсем и кануть в Лету.
— Какие темы и образы выбираете для своих работ?
— На фестивалях и конкурсах нам, как правило, дают тему, а мы уже сами придумываем композицию. В Подольске ежегодно проходит фестиваль “Сказки планеты Земля”. В прошлом году были сказки народов мира, я изготовил “Девушку на луне”. В этом году русские народные сказки — сделал “Садко”.
В январе прошел фестиваль, приуроченный к 300-летию Перми. Мы делали образ города как живого существа, которое растет и развивается. Это была командная работа. Потому как объект был большой. А так чаще всего работаю один. В редких случаях вдвоем (по льду) или втроем (по снегу).
— Помнится, у нас в республике тоже проходили подобные фестивали песчаных и ледяных скульптур. До сих пор перед глазами цирковые лошади изо льда. Впечатляюще!
— Да, в 2010 году возле речного порта мы организовали ледяной цирковой городок. Приехали мастера из Литвы, Голландии, Австрии. На следующий год в детском парке Николаева создал проект ледовых и снежных скульптур “Мифология древней Чувашии”. Трижды проводил фестиваль песчаной скульптуры возле речного порта.
Все эти мероприятия проходили при поддержке администрации Чебоксар. Так же, как, например, сейчас в Подмосковье.
— Кстати, поздравляю с победой на фестивалях ледяных скульптур “Ямал необъятный” и “Сказки планеты Земля”.
— В этом году в Подольске было принято решение выбрать победителя с помощью интерактивного голосования. Хочу поблагодарить всех, кто голосовал за мою работу. Я стал победителем с вашей помощью. Очень приятно, кода тебя поддерживают земляки.
Часто бывает, что кто-то, увидев на табличке название родной республики или города, подходит пообщаться, поддержать. Оказывается, в Новом Уренгое так много наших земляков проживает.
— Вы участвуете и в международных фестивалях. Там, наверное, и конкуренция больше, и уровень другой?
— Участники собираются со всего мира, из разных стран. У каждого своя культура, свое видение, свой опыт. На фестивалях ты не просто создаешь скульптуру, ты варишься в этой творческой кухне, общаешься с единомышленниками, делишься своим опытом и перенимаешь их. Всё это происходит в веселой атмосфере.
Кстати, впервые скульптуру из соломы я сделал на фестивале во Франции. И удивительным было то, что из шести призов четыре получили мы, команда из России. Заняли первое место, получили приз скульпторов, приз публики и приз юной публики.
Но самый главный приз — признание людей, их улыбки, слова благодарности и поддержки. Это вдохновляет на творческие подвиги.
— Какие у вас дальнейшие планы?
— Не останавливаться на достигнутом. Пытаюсь постоянно развиваться: чем больше практикуешься, тем ты становишься опытнее. Сейчас у меня начинается курс дополнительного образования, буду лепить из глины портрет.
Пробовал делать маленькие фигуры из камня. Мечтаю сделать скульптуру. Камень — серьезный материал.
Мне есть куда развиваться, много идей еще надо воплотить. Семья меня поддерживает, радуется моим успехам. И я уверен, что нахожусь на правильном пути.