Что изменится в России с 1 декабря 2024 года

Какой должна быть школьная газета

В Межрегиональном открытом творческом конкурсе “Школа-пресс-2014” издание “Знай наших!” (школа № 61 Чебоксар) стало лучшим среди газет городских школ. Сегодня мы предоставляем победителям возможность заявить о себе более широкой аудитории. Советами по поводу организации издания школьной газеты делится наставник победителей конкурса Светлана АНДРЕЕВА.

Это не только мои мысли и советы. В рамках конкурса “Школа-пресс-2014” на мастер-классе редакторов изданий обсуждали, какой должна быть школьная газета. Позволю себе тезисно высказать несколько соображений. Сразу оговорюсь, что все нижеизложенное относится прежде всего к нам самим. И еще на эти мысли меня навели газеты с “Волжских встреч” (фестиваль для юношеских СМИ, очередной пройдет с 1 по 5 мая в Чебоксарах. — Прим. ред.).
Первое. Многие школьные газеты больше похожи на журналы, поскольку новостей в них мало либо они вообще отсутствуют. А ведь новости — главное для газеты.
Второе. Вместо этого присутствуют переработанные (в лучшем случае) материалы Интернета. Вы скажете, что познавательная информация немаловажна для детей. Однако, на мой взгляд, настоящая журналистика — это создание новой информации, а не переваривание старой.
Третье. Вместо отклика на реальное событие или встречи с интересным человеком корреспонденты философствуют на высосанные из пальца отвлеченные темы. Но и их раскрыть полно и по-новому у них не хватает жизненного опыта и терпения. Скользят по поверхности, переливают из пустого в порожнее — это самолюбование.
Четвертое. Материалы издания должны соответствовать концепции, отраженной в названии. К примеру, “Знай наших!” — о победах и достижениях, неожиданных открытиях, об увлечениях, друзьях и учителях... Многие темы универсальны — их можно адаптировать к любому изданию с любой концепцией. Но есть и специфические.
Пятое. Лучше смотрятся, конечно, тематические номера. Однако чаще получается выпуск-“винегрет”. “Собираем из того, что есть” — обычный лозунг редактора. Впрочем, здесь возможны разные точки зрения. Мол,  в “винегрете” каждый найдет материал для себя.
Шестое. Больше заказных (скучных) материалов содержится в изданиях, которые “велел выпускать директор”. Часто это становится откровенным рабством. Чтобы быть более независимыми, надо самим проявить инициативу и начать выпускать альтернативную независимую газету в той же школе. Пусть даже и без одобрения руководителя.
Седьмое. Посмотрите, кто занимается газетой в школе? Часто это задерганные уроками, тетрадями, экзаменами, олимпиадниками учителя. И все делают за символическую плату.  Если это не энтузиаст-бессребреник и это не его хобби — дело пахнет керосином. Поэтому большое спасибо за теплые слова на церемонии награждения “Школы-пресс” в адрес руководителей школьных редакций. Это титанический труд. Кто не занимался — тому не понять.
Восьмое. Мне кажется, нельзя оценивать конкурс­ные издания с позиции полиграфического исполнения. Если и учитывать этот критерий, то в самую последнюю очередь. Я три года издавала газету за свой счет, пока мы не выиграли грант на технику. До тех пор мне было не перещеголять продвинутые гимназии.
Возможно, я высказала очевидные вещи. Однако варимся в собственном соку. В школе нас считают чудаками. Так что поговорить, в общем-то, на эти темы не с кем.