Кирилл Кабанов: Бюрократическая система стала неприступной
На этой неделе председатель Национального антикоррупционного комитета, член Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции Кирилл Кабанов провел селекторную пресс-конференцию на тему “Коррупционная система в РФ”, в которой участвовали журналисты Владивостока, Новосибирска и Чебоксар. Встречу организовал клуб региональной журналистики.
— Кирилл Викторович, риторический вопрос — есть ли шанс побороть коррупцию в стране?
— Мировой опыт показывает, что возможности преодоления коррупции есть. Другой вопрос, насколько искренне и серьезно к этому будут подходить. Очень важный вопрос, чтобы общество изъявило желание участвовать в противодействии коррупции. Сегодня есть все предпосылки для этого.
— Какие на сегодня существуют коррупционные группировки?
— Все коррупционные группировки известны: в первую очередь, это силовая группировка.
Ситуация такова, что в России сейчас идет отмывка огромного количества денежных средств. И представители силовых ведомств должны этому противодействовать, но противодействия нет, наоборот, есть “крышевание”. В результате этой коррупционной системы сложилась ситуация, когда банковская система фактически бесконтрольна.
— С чего, на ваш взгляд, следует начать борьбу с коррупцией?
— Главное — до тех пор, пока в России система ответственности за коррупционные проявления не будет такой же, как ответственность за государственную измену, практика банального взяточничества будет непобедима.
Кроме законодательных инициатив, естественно, должны быть ограничены известные центры коррупционного влияния. Возможно, через уголовные дела или некую другую систему.
— Насколько реально появление в России независимого правосудия?
— На самом деле основной системой противодействия коррупции в любом виде является судебная система. Но она у нас сама коррумпирована, поскольку судебная власть участвует в рейдерских захватах и неправомочных решениях.
Естественно, судебную систему надо менять. Нужно провести анализ тех решений, которые принимались незаконно. Необходимо понять, какая будет ответственность судей, потому что судебное сообщество фактически подчиняется только тем, кто его назначает. А назначается оно уже практически Главным управлением кадров, и проверку в отношении судей проводит своя служба безопасности. А проверка зачастую проводится не на профпригодность, а на лояльность. В том числе судей могут назначать и за взятки, поскольку у нас практически все должности покупаются и продаются. В Кабардино-Балкарии судья восемь лет проработал не имея юридического образования. Диплом был подложный.
— Какое место занимает сейчас Россия в мировом коррупционном рейтинге?
Недавно мы опять скатились в этом рейтинге и находимся на уровне африканских и азиатских стран.Общественная организация “Национальный антикоррупционный комитет” создана в 1999 году. Первым председателем был избран Сергей Степашин. С 2005-го комитет возглавляет Кирилл Кабанов.
По оценке Кирилла Кабанова, современная коррупция — системный и самый доходный бизнес в России с объемом около 300 млрд. долларов в год, с устойчивыми межведомственными отношениями. В основе ее — возможность бесконтрольно, крайне выгодно и, главное, совершенно безопасно извлекать личную материальную и иную пользу, используя должностное и служебное положение.
— Мы получаем множество писем с жалобами от наших граждан, — сказал К.Кабанов. — Но, к сожалению, с каждым годом оказывать помощь становится все сложнее в силу коррумпированности структур. Бюрократическая система не просто стала неприступной, но и начала рьяно защищать внутрикорпоративные интересы, интересы чиновничьей среды. При проверках зачастую предоставляется заведомо ложная информация.
Если говорить о правовых механизмах, противодействующих коррупции, то совершенно ясно, что здесь необходима целая система мер. Поэтому попытка использования единичного средства, например, “детектора лжи”, в существующих условиях может привести к прямо противоположным результатам, в том числе к подкупам проверяющего и избавлению от принципиальных, честных государственных служащих.
Правовые механизмы противодействия коррупции прописаны в международных конвенциях, которые у нас были ратифицированы в 2007 году. Это Конвенция ООН по борьбе с коррупцией (2003 г.) и Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию (1999 г.). В них содержится перечень мер, рекомендуемых государствам, начиная от мер по профилактике и заканчивая уголовным преследованием конкретных лиц с обязательной конфискацией активов, нажитых в результате коррупционных деяний. Следует отметить, что конфискация незаконно нажитых активов воспринимается как справедливая мера ответственности за такие преступления. С одной стороны, конфискация является весьма эффективным средством профилактики, подрывающим экономическую основу коррупции, с другой — она позволяет хотя бы отчасти восполнить ущерб, нанесенный обществу и государству совершенными преступлениями.
В действительности, считает Кирилл Кабанов, эффективное противодействие возможно лишь при наличии общеполитических условий: системы разделения властей, позволяющей обеспечивать взаимный контроль; политической конкуренции; влиятельных и свободных средств массовой информации; открытости системы принятия управленческих решений, позволяющей обеспечить качественный, постоянный контроль над исполнительной властью со стороны общества и конкретного гражданина.
Общество и конкретные граждане не верят, что коррупционная ситуация в России может измениться. Они видят, что количество наказанных чиновников незначительно, уголовные процессы, которые велись по таким делам, закрыты, а наказания минимальны. Слово “коррупция” не вызывает реальных опасений и страха у граждан, хотя, начиная с низовой коррупции, это явление несет угрозу, в том числе здоровью и жизни практически любого человека.
Например, пьяный водитель, отпущенный сотрудником ГИБДД за взятку, опасен для окружающих. А коррумпированный суд — это орудие в преступных руках, которое может лишить вас собственности и ущемить ваши права.
В некоторых ситуациях удается отстаивать закон, но это, как правило, редкие исключения. Надо понимать, что самым страшным последствием воровства и продажности чиновников (коррупции) является развал всей государственной машины. Государственная машина превращается в инструмент личного обогащения бюрократов, защиты их личных интересов. Основной принцип государственной службы — “служение интересам общества” — подменяется принципом выслуживания и зарабатывания.
Сегодня необходимо восстановить основной государственный принцип — не “гражданин для чиновника”, а “чиновник — менеджер, назначенный для оказания государственных услуг гражданину”, и, если гражданина не устраивает качество услуги, должны быть механизмы замены “менеджера”.
Справка
В Чувашской Республике в целях борьбы с коррупцией приняты Закон ЧР “О противодействии коррупции” (еще до принятия федерального закона от 25 декабря 2008 г.), республиканская целевая программа по противодействию коррупции на 2007-2012 годы. 25 декабря 2007 года постановлением Кабинета Министров ЧР утвержден порядок проведения антикоррупционной экспертизы правовых актов ЧР и их проектов. Функции Межведомственного совета по противодействию коррупции осуществляются комиссией по проведению административной реформы, созданной распоряжением Президента ЧР от 1 марта 2006 г. Уполномоченным органом исполнительной власти ЧР по реализации антикоррупционной политики является Министерство юстиции ЧР.
В рейтинге регионов по качеству организационно-законодательной базы противодействий коррупции Чувашия относится к регионам-лидерам (в тройке лидеров после Мурманской области и Республики Карелия).
По данным Следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ по ЧР, в первом полугодии 2009 года направлены в суд 49 уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности в отношении 50 лиц, в том числе 5 — по фактам получения взяток, 15 — за дачу взяток, 17 — по фактам служебных подлогов, злоупотреблением должностными полномочиями. 47 уголовных дел находится в стадии предварительного следствия. Всего с начала года в производстве следственного управления находилось 193 уголовных дела. В органах местного самоуправления преступления совершили 14 должностных лиц, в том числе 8 глав самоуправлений и их заместители.
Комментарии