Что изменится в России с 1 ноября 2024 года

Компенсирующая группа — залог полноценного развития ребенка

С Дум-думычем ребята изучают родной город, выполняют логические и графические задания.Компенсирующая группа —  залог полноценного развития ребенка Дошколенок

С Дум-думычем ребята изучают родной город, выполняют логические и графические задания.

Современные технологии позволют  детям с нарушениями зрения в игровой форме изучать мир. Фото детсада № 48Компенсирующая группа —  залог полноценного развития ребенка Дошколенок

Современные технологии позволют детям с нарушениями зрения в игровой форме изучать мир. Фото детсада № 48

Учитель-дефектолог детского сада комбинированного вида № 48 “Журавлик” Оксана ИЛЬИНА. Компенсирующая группа —  залог полноценного развития ребенка Дошколенок

Учитель-дефектолог детского сада комбинированного вида № 48 “Журавлик” Оксана ИЛЬИНА.


0

Количество детей с нарушениями зрения в детских садах растет. Причин тому несколько, начиная от генетических заболеваний, патологий беременности, экологической обстановки и заканчивая злоупотреблением гаджетами. Но проблемы со зрением — это не приговор. О том, как в группах компенсирующей направленности развивают нарушенные функции глаз и готовят слабовидящих детей к школьному обучению, рассказала учитель-дефектолог детского сада комбинированного вида № 48 “Журавлик” Оксана ИЛЬИНА.

Родители не всегда понимают, что у их детей нарушено зрение, и впервые узнают о проблемах на приеме у врача. Поэтому ребенку необходимо регулярно проходить плановый осмотр у офтальмолога. Но, как рассказывают специалисты, есть некоторые сигналы, которые могут стать предупреждающими для родителей. Среди них могут быть такие, как прищуривание во время рассматривания картинок, нарушение у ребенка концентрации внимания и отсутствие интереса к играм, затрудненная оценка пространственных признаков, сложности в познании окружающего мира.
Слабовидящие дети, а также с косоглазием и амблиопией по решению территориальной психолого-медико-педагогической комиссии (ТПМПК) могут быть зачислены в группы компенсирующей направленности.

На запах и цвет
В детском саду № 48 таких групп три. С ребятами ежедневно занимаются учителя-дефектологи Оксана Ильина и Наталья Ермонина. Занятия они проводят в небольших подгруппах из пяти человек и в индивидуальном порядке.
Педагогический процесс распределен по темам: развитие зрительного восприятия, пространственное ориентирование, развитие мелкой моторики и графомоторных функций.
“На первых занятиях мы учимся разглядывать предметы и картинку, выделять объекты на ней, узнавать их и сравнивать: определяем цвет, форму, величину, свет и тень, удаленность предмета и направление движения, — рассказывает Оксана Валерьевна. — Знакомясь с каждой темой, мы задействуем разные органы чувств. Для полисенсорного восприятия у нас есть модули “Глазкин калейдоскоп”, “Любопытный носик”, “Ушкины игрушки” и “Ладошкина коробка”. Для слабовидящих детей слух, обоняние и осязание служат помощниками в изучении окружающего мира. Но в первую очередь мы учим ребенка пользоваться своим зрением”.

Комфортные условия
Для грамотного лечения и успешного развития особенных детей в дошкольном учреждении созданы все условия. Детский сад стал участником федеральной программы “Доступная среда”. В 2016 году в нем появились подъемник, расширенные дверные проемы, санитарно-гигиенические помещения для людей с ограниченными возможностями здоровья, поручни и покрытие из тактильных плиток в коридоре.
Воспитанники имеют возможность проходить курс лечения в детском саду благодаря приобретенному медицинскому оборудованию: ИК-лазерному аппарату “Макдэл-09”, осветителю таблиц для исследования остроты зрения в комплекте с таблицами “Аппарат Рота”, аппаратам светодиодному офтальмологическому и “Амо-Атос” с приставкой “Амблио-1”, облучателю-рециркулятору бактерицидному “Дезар-4”, лазерному аппарату для диагностики и восстановления бинокулярного зрения “Форбис”, очкам Сидоренко, офтальмологическому аппарату “Радуга прозрения”.
Для занятий с дефектологами была создана студия света, звука и движения. В ней оборудованы интерактивные стол, пол и панель, комплект для песочной терапии, тактильные платформы и панели, тифлоприборы, воздушно-пузырьковая колонна, модуль “Гроза”. Здесь живут и любимцы детей — компьютерная девочка Умняша и интерактивный стол Дум-думыч. Они умеют разговаривать и отвечать на вопросы, позволяют рассматривать маленькие предметы и получать общее представление о больших. Например, познакомиться со своим городом с помощью фильмов и фотографий.
Кроме того, детскому саду № 48 в приобретении пособий для слабовидящих детей, тифлоприборов, наборов Фребеля, тактильных и “говорящих” книг помогает “РусГидро”.

Увидеть мир поможет команда

“Благодаря современному оборудованию и условиям доступной среды мы можем построить образовательный процесс с учетом особенностей развития и диагноза каждого ребенка. Например, существует два вида косоглазия. Если у ребенка сходящееся косоглазие, то пособия мы стараемся расположить ему как можно выше для правильной работы глазных мышц. Если у ребенка расходящееся косоглазие, то задания ему, наоборот, вниз кладем. Такие нюансы во всем: начиная от посадки на занятиях и заканчивая пособиями и картинками”, — поясняет Оксана Ильина.

Успешному развитию ребенка способствует высоко­квалифицированная и слаженная команда, в которой важную функцию выполняют родители. Дефектологи приглашают их на открытые занятия, три раза в год после диагностики в индивидуальном порядке обсуждают успехи и трудности ребенка, дают рекомендации. А также увлекают мам и пап в экспериментальную и исследовательскую деятельность. Детский сад № 48 — активный участник федерального проекта “Эколята-дошколята”, городских “Будущих родителей растим с детства” и “Город, дружбой возведенный”, авторского “Смекалики”.
“Когда родители увлечены, творят вместе с нами и глаза их горят, мы получаем прекрасный результат, — добавляет Оксана Ильина. — В 100% случаев мы наблюдаем улучшения у наших воспитанников. Многие выпускники идут в общеобразовательные школы с остротой зрения, соответствующей возрастной норме. Ребят с более серьезным диагнозом направляем в специализированную школу-интернат в Чебоксарах. Мы отслеживаем их дальнейшую судьбу, и учителя отмечают хорошие способности у наших выпускников, потому что те знания, которые мы даем, системные, и ребенок может применять их как в школе, так и в жизни. Группы компенсирующей направленности — залог успеваемости в школе и полноценного развития ребенка”.

  • С Дум-думычем ребята изучают родной город, выполняют логические и графические задания.
  • Современные технологии позволют  детям с нарушениями зрения в игровой форме изучать мир. Фото детсада № 48
  • Учитель-дефектолог детского сада комбинированного вида № 48 “Журавлик” Оксана ИЛЬИНА.