9 мая - День Великой Победы

Что изменится в России с 1 мая 2024 года

Куплю машину с пробегом. Без залога

Коллаж Максима БоброваКуплю машину с пробегом. Без залога Правовой ликбез автомобиль с пробегом

Коллаж Максима Боброва

Куплю машину с пробегом. Без залога Правовой ликбез автомобиль с пробегом

Куплю машину с пробегом. Без залога

Алексей Васильев, начальник ОГИБДД по г. НовочебоксарскуКуплю машину с пробегом. Без залога Правовой ликбез автомобиль с пробегом

Алексей Васильев, начальник ОГИБДД по г. Новочебоксарску


0

Каждый из нас хотя бы раз покупал автомобиль с пробегом, и если еще пять лет назад, как правило, это была первая машина после получения прав, то сейчас подержанное авто приобретают водители вне зависимости от возраста и стажа вождения.

Хит продаж автомобилей с пробегом в 2018 году, по данным Автостата, выглядит так: иномарка не старше шести лет, с пробегом не более 100 тысяч километров и стоимостью не более 600 тысяч рублей. Как правило, это машины с базовой комплектацией — все по минимуму. Но счастливчики умудряются в этом ценовом сегменте купить на вторичном рынке и люксовые модели с действующей гарантией. Скажете — повезло. Согласна. Есть те, кому и в самом деле повезло, но везунчики — явление редкое, и в десятках тысяч человек их количество как-то сложно представить.
Покупателя вторички должна насторожить большая разница между стоимостью комплектации покупаемого автомобиля в салоне и ценой на вторичном рынке с учетом некритичного износа. Она не может отличаться в разы. Давайте разберем часто встречающиеся ситуации по объявлениям в СМИ.

Авто в кредит
Типичная ситуация, когда недостающую сумму для покупки автомобиля можно взять в кредит. В автосалонах такие предложения сплошь и рядом. Тут и выбор банков, и процентная ставка, и сроки — бери не хочу. И как правило, средний размер кредита на покупку нового автомобиля с КАСКО и ОСАГО составляет 500-700 тысяч рублей под залог покупаемого автомобиля. Счаст­ливчик получает кредит, покупает автомобиль. Оригинал ПТС банк забирает себе до окончания полного расчета по кредиту, а хозяину долгожданной “ласточки” выдается копия ПТС.
Но через месяц-другой вдруг бац! — разонравилась покупка или работу потерял и нет возможности платить по кредиту. Да мало ли что может случиться. И продается практически новый автомобиль за половину стоимости от салонной. Ведь не зря нас маркетологи столько лет убеждали, что новый автомобиль, выехав за ворота салона, сразу теряет 30% стоимости. Ну еще 20% скидки надо добавить, чтобы покупатель на радостях уж точно с крючка не сорвался и тут же оформил сделку. Кто-то вырученные от продажи деньги отнесет в банк, закроет кредит, но чаще продавец о том, что новый хозяин покупает авто, на котором висит несколько сотен тысяч рублей кредита, помалкивает. И вот месяца через три-четыре служба судебных приставов изымает у счастливого владельца купленный по дешевке автомобиль как залоговое имущество банка по ранее выданному кредиту, погашения которого с момента купли-продажи никто не производил. Результат — ни денег, ни машины.

Быстрозаймы под залог
В последнее время появился совсем уж откровенно наглый вид мошенничества. Под залог авто быстренько, практически одномоментно берется несколько займов и срочно продается автомобиль. В этом случае новый владелец, радуясь своему таланту покупать дешево практически новые вещи, рискует вместе с машиной приобрести 2-3 млн рублей займов в микрофинансовых организациях. Здесь уже не только автомобиль, но и остальное имущество надо спасать, чтобы не пошло оно с молотка в счет оплаты взятых под залог займов.
Если кто-то считает, что новый хозяин не должен нести ответ­ственность по кредитам и займам, взятым предыдущим владельцем, то законодательство считает по-другому. Совершая сделку, покупатель приобретает не только автомобиль, но и все залоговые и иные обязатель­ства, связанные с этим транспортным средством. Удастся ли вернуть деньги? Сложно, судебная практика по России такова, что новый владелец остается без машины и без денег.
Семь раз отмерь
Сложным отношениям на рынке оборота подержанных автомобилей более 10 лет. Не только добропорядочные граждане, но и силовые ведомства с законодателями приложили немало усилий для того, чтобы обезопасить сделки в этом секторе.
Казалось, что после вступления 1 июля 2014 года в силу поправок в Гражданский кодекс мошенничество с продажей залоговых автомобилей уйдет в прошлое. С этой даты заработала новая норма подпункта 2 пункта 1 статьи 352, автолюбители свободно вздохнули, СМИ напечатали много статей ведущих автоюристов страны с комментариями норм ГК и разъяснениями Верховного суда России. Так, в статье “Купил — значит, твое. Залоговую машину у честного покупателя не отберут” (“Российская газета” от 27 сентября 2016 года) выводы были однозначны: “Верховный суд РФ поставил точку в спорах по залоговым автомобилям, проданным без санкции кредитной организации. Их нельзя отбирать у добросовестных покупателей. Во всяком случае, это касается тех машин, которые были проданы после 1 июля 2014 года. Именно с этой даты вступили в силу поправки в Гражданский кодекс, предусматривающие прекращение залога”.
Но жизнь не стоит на месте. И та же “Российская газета” за 14 января 2019 года в статье “Залог хуже угона. Что ждет покупателя заложенного автомобиля” пришла к неутешительному выводу: “Такое мошенничество, как перепродажа заложенного автомобиля, до сих пор остается прибыльным бизнесом для некоторых нечистых на руку автовладельцев”.
Статья с разбором тех же поправок в Гражданский кодекс от 1 июля 2014 года, но с другими разъяснениями Верховного суда России, что “сохранение залога при переходе права на заложенное имущество к другому лицу составляет конституирующий элемент этого института, без которого залог не может выполнять функции обеспечения обязательства, в том числе публично значимые. Правопреемник того, кто приобрел заложенное имущество, приобретает права и несет те же обязанности”. То есть право нести обязанности по ранее взятому прежним владельцем кредиту переходит к новому владельцу вместе с приобретенным автомобилем.
Поэтому наш совет остается прежним: покупатель сам должен позаботиться и проверить историю приобретаемого автомобиля с пробегом на предмет залога.

От редакции. В статье “Продавец подержанного авто тоже рискует” мы расскажем о том, как, продав машину за 50 тысяч рублей, можно получить к оплате обязательства на сотни тысяч рублей.

***

КОММЕНТАРИЙ

Алексей Васильев, начальник ОГИБДД по г. Новочебоксарску:
— К сожалению, приобретение на вторичном рынке автомобиля в последнее время становится все более рискованной сделкой. Законодательство дает возможность покупателю с продавцом самостоятельно составлять договор купли-продажи и акт приема-передачи транспортного средства.
О том, что с автомобилем что-то не так, новый владелец узнает только в подразделении ГИБДД при постановке автомобиля на регистрационный учет. При осмотре перед постановкой на учет зачастую инспекторы обнаруживают, что купленный автомобиль или агрегаты к нему внесены в базу как находящиеся в угоне или на них наложен запрет на совершение регистрации службой судебных приставов. В соответствии с пунктом 3 Приказа № 399 МВД РФ такие автомобили на учет поставить невозможно.
Советую покупателю не спешить и перед покупкой проверить автомобиль на официальном сайте Госавтоинспекции России. Это сделать несложно: в каждом ПТС есть VIN, номера двигателя и шасси, по этим данным можно узнать, находится или нет этот автомобиль в угоне, не наложен ли на него арест судебными приставами.
По автомобилям, находящимся в залоге у банков или микрофинансовых организаций, с 2013 года информация в Госавтоинспекцию не передается. Но и в этом случае для покупателя есть возможность проявить внимательность и бдительность: при залоге оригинал ПТС банк забирает себе, а владельцу выдается дубликат ПТС.
Поэтому если на покупаемый автомобиль продавец отдает вам ПТС с пометкой “Дубликат”, то ваши действия по проверке истории автомобиля должны быть еще более тщательными. Тем более что сейчас необходимую информацию можно получить на сайте кредитных историй.

***

Где проверить историю авто

Отсутствие единой базы данных о кредитных авто не позволяет полноценно проверить машину. Есть несколько ресурсов, которые помогут в разы снизить риск покупки кредитного автомобиля, но не стоит забывать, что базы данных о таких авто обладают своими недостатками и не являются исчерпывающими.

reestr-zalogov.ru

Реестр залогов
Федеральной
нотариальной палаты

nbki.ru

База данных

Национального бюро

кредитных историй

gibdd.ru

База данных

Госавтоинспекции

России

ПЛЮСЫ

Государственный сервис, в который банки и другие кредиторы через нотариусов заносят данные о выданных кредитах. Главная база данных о заемщиках (имя и фамилия) и кредитных машинах по VIN.

Сервис Ассоциации российских банков, источники — банки и прочие кредиторы, сотрудничающие с НБКИ. Здесь по VIN или номеру ПТС можно найти сведения — в залоге автомобиль или нет.

Можно проверить автомобиль на угон, хищение, соответствие номеров узлов и агрегатов сведениям в представленных документах к нему, а также на запрет операций со стороны приставов.

МИНУСЫ

  • Банки все еще не обязаны вносить туда данные о залогах.
  • Непонятно, как удаляется информация при досрочном погашении кредита.
  • Доступ платный, стоит 300 рублей.
  • Не все банки передают имеющиеся у них данные в НБКИ, так как это необязательное условие.
  • На сайте Госавтоин­с­пекции России данных о залогах на автомобили нет.
  • По залогам авто надо обращаться к другим базам данных.
  • Коллаж Максима Боброва
  • 2019-02-20-05.jpg
  • Алексей Васильев, начальник ОГИБДД по г. Новочебоксарску

 Похожие публикации