Майские праздники 2024: как отдыхаем и работаем?

Лариса Родик: сцена научила нас не врать

Если бы не актерство,  я бы и не знала, какие черты характера  во мне спрятаны.  Сцена научила нас  не врать, быть убедительными,  не стесняться.Лариса Родик: сцена научила нас не врать Театральное Приволжье

Если бы не актерство, я бы и не знала, какие черты характера во мне спрятаны. Сцена научила нас не врать, быть убедительными, не стесняться.

Лариса Родик: сцена научила нас не врать Театральное Приволжье

Лариса Родик: сцена научила нас не врать


0

Думаете, легко быть артистом? Нужно не просто сыграть роль, а быть убедительным, проникнуть в сердца зрителей, вызвать у них чувства, определенные эмоции. А волнение перед выходом, опасение, что зрителю не понравится выступление? На такую психоэмоциональную работу тратится огромное количество энергии. Каково это — быть актером, как тренировать свои творческие навыки, рассказала всем желающим именитая актриса Лариса Родик на своем мастер-классе в Институте культуры. 

В рамках фестиваля детских и молодежных театральных коллективов “Театральное Приволжье” в Чувашии прошло несколько творческих встреч, и эта одна из них.

Пообщаться с действующей артисткой Русского драматического театра, заслуженной артисткой России, народной артисткой Чувашии, а также преподавателем Института культуры были приглашены студенты местных вузов и ссузов.

Лариса Владимировна завладела вниманием аудитории с первых минут встречи, которую она, кстати, посвятила своему любимому педагогу, профессору, которого уже нет в живых, — Сергею Васильевичу Гиппиусу.


Гимнастика чувств

“Одна из моих любимых книг — его “Гимнастика чувств”, — делится наша героиня. — Первая глава называется “Смотреть и видеть”. Это очень важно. Обычный человек идет по улице, скользит глазами, вроде смотрит, но не видит, от него ускользают детали. Вы же, творческие люди, обязаны быть не как все. Обратите взор на старую урну: боже, какая интересная ржавчина, какие пятна! Узоры на обоях должны вызывать у вас фантазию. Чем мы отличаемся от обычных людей? Мы как дети. Скажи ребенку: свари супчик, он возьмет песочек, травку и сварит — на, ешь! Потом удивляется, почему не хочешь, ведь он сам сварил. Самое главное — верить в то, что ты делаешь. И надо постоянно находиться в тренинге, наблюдать, впитывать. Актер — существо прозрачное, через него должны проходить все чувства, мысли. Если вам нечего сказать, то и выходить на сцену не следует. Также люди, занимающиеся театральным творчеством, обязаны быть начитанными. Как малочитающий сможет передать чувства Анны Карениной? Сергей Васильевич говорил нам: “Идите и наблюдайте!” Мы каждый день ходили, и уже негде было находить что-то интересное, приходилось будить фантазию”.


Маленькое арбузное семечко

А чтобы достичь успеха, Лариса Владимировна посоветовала молодежи не лениться. “Процесс обучения — спрессованное время, когда на человека обрушивается огромный поток информации, он сталкивается со многими трудностями. И здесь надо преодолеть тормоз из жалости к себе и лени. Вдохновение не посещает ленивых. Просыпаясь утром, мы должны готовиться к занятиям, как готовим свое тело (умываемся, чистим зубы). Кто-то оставался здесь ночью или приходил рано-рано? В это время энергетика совсем другая. Нас Сергей Васильевич заставлял приходить намного раньше, чтобы энергетически подготовить аудиторию, наполнить ее, ко всему прикоснуться, потрогать, почувствовать себя частью этого пространства. Представьте, все ходят хаотично, что-то трогают, но это не сумасшедший дом. Ведь надо почувствовать себя частью окружающего, как будто вы маленькое семечко в арбузе”, — рассказывает Лариса Владимировна.


Драгоценная монета

Важный момент в развитии в себе творческого начала — это умение концентрировать внимание, видеть детали.

“Как-то профессор принес старинную монету и сказал, что это монета, которой Пушкин расплатился в трактире во время пути на дуэль. Так мы передавали эту монету дрожащими руками, рассмотрели каждую трещинку: “С ума сойти! Пушкин держал ее в руках!” Потом поняли, что это была хитрость. Можно пустить по кругу тетрадь и сказать, что в ней собраны доносы на каждого из вас. Как вы будете брать эту тетрадь? С брезгливостью, страхом? Такой метод часто используют в актерских тренингах. Допустим, просто палочка, и пусть каждый решит для себя, что это: флейта, дирижерская палочка, микрофон. И вы будете держать ее, смотреть на нее соответственно”. 

Отдельное внимание Лариса Владимировна уделила речи, провела несколько дикционных тренингов. “Мы должны заботиться о звонкости, полетности речи, о чувстве ритма, — убеждает актриса. — И не нужно стесняться: мы с вами договорились никогда не чувствовать себя дураками, не бояться этого”.


Вопросы Ларисе Родик

Дальше наступило время вопросов. И здесь студенты узнали много интересного о своем преподавателе, получили массу полезной информации.

На вопрос, как не растерять свои навыки, Лариса Владимировна заявила, что нужен по­стоянный тренинг, необходимо воспитывать ученичество. 

“Вы будете тратить, и придет момент, когда отдавать уже будет нечего. Поэтому тренируйте постоянно свой психофизический аппарат. Кто не будет этого делать, постепенно деградирует, сначала для себя, потом для окружающих, превратится в итоге в куклу, которая пародирует саму себя”.

Также она посоветовала не стесняться перенимать что-то от других, везде рыскать глазами, впитывать все вокруг.


Огненный дебют

Вспомнила именитая артистка и свой первый выход на сцену, он у нее получился не блестящим, а огненным, в прямом смысле этого слова.

“Было такое ощущение, что не было у меня семи лет учебы. В мой дебют (1983 год) я играла Сонечку Мармеладову из “Преступления и наказания” Ф.М. Достоевского. У нас были длинные балахоны, и мы несли свечи с живым огнем, поднимались по ступеням. Вдруг у меня волосы вспыхнули прямо на сцене. Я сначала ничего не поняла, тут все стали бить меня чем попало, пытаясь сбить огонь. Зал закрыли на перерыв, но скоро представление продолжили. С тех пор на сцену выходили с лампами: живой огонь запретили”.


Волнение.  Как с ним справиться?

Актриса призналась, что до сих пор волнуется перед выходом на сцену.

“Мы все дрожим, ведь у актеров очень подвижная психика. И мы все ненормальные! Нормальный человек старается не волноваться, а мы сами бросаем себя в разные ситуации, вызываем у себя чувства, эмоции, чтобы пережить и показать именно то, что должен чувствовать, делать герой, которого играем”.

И вот парочка советов от мэтра сцены, как бороться с волнением: “Помогает дыхательная гимнастика. Делаем длинный вдох и резкий выдох, и так несколько раз. Еще можно сильно зажать себя до самой макушки, выглядит со стороны, конечно, не очень, но мы же не боимся выглядеть смешными. Долго стоять в таком состоянии невозможно, срабатывают защитные функции организма, и наступает расслабление”.


Любимые роли

И про эмоциональное выгорание поговорили. Лариса Родик восстанавливается с помощью общения с природой или заряжается от хорошей компании.

“Просто походить между сосен, подышать, послушать, как течет река, — и я восстановилась. Энергию дает и работа. Если тебе интересно, нравится то, что ты делаешь, то по-другому и быть не может”.

Любимые роли для Людмилы Родик — это, скорее, сложные. “Всегда нравилось, когда в характере есть противоречие, конфликты. Надо сыграть отрицательную роль, и ты ищешь в ней положительное. Например, играя стерву, стараешься найти моменты, когда ей становится стыдно или больно”.


Да, счастлива!

И на вопрос, счастлива ли она, Людмила Владимировна ответила не задумываясь: “Да, счастлива. Сколько судеб, характеров я прожила! Роли, которые я сыграла, меня тоже воспитали. Героини Островского сделали меня яркой, характерной. Если бы не актерство, я бы и не знала, какие черты характера во мне спрятаны. Сцена научила нас не врать, быть убедительными, не стесняться. А еще мы несем в себе миссионерскую задачу — говорим о возвышенном, прекрасном”.


Регина Максимова
  • Если бы не актерство,  я бы и не знала, какие черты характера  во мне спрятаны.  Сцена научила нас  не врать, быть убедительными,  не стесняться.
  • 01_1_8.jpg